Понятное дело - приди не вовремя хоть один поезд, или какая-нибудь грязь в купе, еда, от которой бы кто-нибудь отравился, стычки с неадекватными попутчиками, орудующие на транспорте воры или того хуже - теракт, случился бы скандал мирового масштаба с описанием всех ужасов русских поездов и России в целом. А отношение к России в мире и без того непростое, многие уже приготовились с лупой в руках выискивать недостатки. Но... ничего так и не нашли. И железнодорожники в грязь лицом не ударили, и безопасность была на высоте, хотя иногда и обилие проверок "как в аэропорту" пассажиров нервировало. Но, когда, речь идет о безопасности такого количества людей, согласитесь, эти неудобства можно и потерпеть.
Всего для бесплатной перевозки болельщиков холдинг "РЖД" задействовал около 80 комфортабельных поездов с современными вагонами, оснащенными всем необходимым для приятной поездки: кондиционерами, розетками, WI-FI, новыми туалетами. В каждом поезде обязательно был вагон, оснащенный специальным купе для поездок маломобильных граждан или, если это "Сапсаны" и "Ласточки" с сидячими местами – специальными приспособлениями для комфортной посадки.
Как сказал генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Белозеров, для обслуживания болельщиков в бесплатных поездах специальную подготовку прошли более 2,3 тыс. проводников и начальников поездов, а также более 3 тыс. сотрудников вокзалов. В процессе обучения фронт-лайн персонал холдинга "РЖД" изучал вопросы обеспечения транспортной безопасности, футбольную культуру, правила проезда, технологию посадки болельщиков в поезд, эффективные коммуникации, стресс-менеджмент, а также вопросы кросс-культурных коммуникаций при обслуживании пассажиров-граждан иностранных государств и др.
Очень важно, что в "РЖД" и ФПК (Федеральная пассажирская компания) смогли организовать работу по консультированию и информированию пассажиров на вокзалах городов-организаторов. В этих городах работали информационные стойки, на которых дежурил квалифицированный англоговорящий персонал, готовый ответить на вопросы болельщиков, касающиеся как железнодорожной инфраструктуры, так и бытовых вопросов (как добраться до отеля, где ближайшее кафе и т.п.). И результат - в виде позитивных откликов пассажиров и СМИ - не заставил себя ждать.
Первой, ещё до начала ЧМ-2018, о российских поездах написала бразильская газета O Globo: "Вы можете скачать на телефон приложение РЖД и забронировать билеты он-лайн. Они принимают карточки, все просто и легко, билет покупается за считанные минуты. Если же у вас есть Паспорт болельщика и номер билета, вы можете получить билеты на поезд бесплатно...
Что у нас с едой? Неплохо, набор похож на тот, что раздают в самолете: хлеб, печенье, джем, масло, горячее". Но это был ещё не "футбольный" рейс, а обычный российский поезд, на котором жители самого маленького из городов ЧМ-2018 Саранска ездят в Москву.
А вот уже впечатления гостей России от "Ласточки" между Нижним Новгородом и Москвой в дни самого Чемпионата. "Гость из Перу, - пишет neferjournal. - Рядом еще была компания европейцев. Перекинулись парой словечек, сфотографировались на память. Спрашиваю, как, что. Все на позитиве, всем все нравится. Зажигательный чемпионат, отличная тусовка, от Нижнего Новгорода в восторге. А поезд, поезд, говорю, как? Нормальный поезд, быстро едет, новый".
По предварительным данным пресс-службы ОАО "РЖД" проведение ЧМ-2018 позволило привлечь на железнодорожный транспорт свыше двух миллионов дополнительных пассажиров из числа болельщиков, гостей и официальных делегаций, учитывая, как регулярные, так и дополнительные рейсы поездов дальнего следования. Бесплатные поезда для болельщиков курсировали по 31 маршруту и совершили 734 рейса, в том числе 6 специальных рейсов совершили высокоскоростные поезда "Сапсан". Всего же поезда дальнего следования совершили порядка 15 тысяч рейсов между городами-организаторами матчей.
"Мексиканские и шведские футбольные фанаты, которые прибыли в Екатеринбург на поезде болельщиков на матч группового этапа чемпионата мира между своими национальными сборными, считают российские поезда удобными для путешествий, - сообщает mir24.tv. - Такое мнение высказали около 20 болельщиков обеих команд в беседе с ТАСС.
"Мы решили поехать на матч поездом, потому что это довольно весело, интересный опыт", – рассказал болельщик сборной Швеции Джейкоб Нареди, добавив, что впечатлен путешествием.
"Все очень здорово, а кроме того, большим сюрпризом стало то, что поезд приходит на каждую из станций минута в минуту. Я не могу сказать того же о шведских поездах", – поделился впечатлениями Нареди.
Путешествие на поезде стало особенным опытом и для мексиканских фанатов.
"Это необычный опыт для меня, ведь в Мексике я путешествую только на автомобиле или самолетом. Мне очень понравилось ехать на поезде, я смог посмотреть Россию", – сказал Эрнандо Родригес.
Также болельщики отметили еще один плюс такого путешествия – бесплатный проезд. А что касается удобства, то мексиканцы отметили, что несмотря на то что ехали они около 26 часов, дискомфорта не испытывали.
"Все на высшем уровне, от спального места до туалета", – заключил Родригес.
Некоторые фанаты даже успели даже потанцевать в купе. "Мы выбрали поезд, потому что это бесплатно, но, как оказалось, еще и очень удобно. Мы взяли с собой колонки, включили их, пели и танцевали в купе", – рассказал болельщик сборной Мексики Даниэль Хасу, который приехал с тремя друзьями".
"Лично меня радует тот факт, что эти все поезда, не покупали специально к ЧМ, не выискивали спешно какие-то приличные вагоны, не создавали никакой показушной РЖД-действительности, - пишет trainfanat. - Все поезда, от комфорта которых балдеют гости России, состоят из обычных вагонов РЖД. Будь то плацкарта, сидячка, купе, СВ, одноэтажные, двухэтажные - это всё обычные российские вагоны. И это здорово. Заслуга РЖД не в том, что они подсуетились под ЧМ-2018 с какими-то новыми вагонами в кредит, а в том, что значительно загодя создали в России вменяемый железнодорожный пассажирский сервис.
Иностранец безмятежно спит без постели. При всём при том, что она включена в стоимость бесплатного билета, тоже бесплатно. Колумбиец даже и не представляет себе, что в "дикой" России можно, и нужно, спать в поезде на нормальном чистом постельном белье".
Вот итоги лишь одного "пикового" дня - 24 июня. В этот день было отправлено 45 бесплатных поездов, которыми воспользовались свыше 26 тысяч болельщиков. Лишь в рамках первого, группового этапа ЧМ-2018 в июне поезда перевезли свыше 213,5 тыс. болельщиков. Непростая работа, но с ней справились без всякого надрыва. Выходит, сделанная президентом два-три года назад ставка на молодых технократов при назначении нового железнодорожного руководства в РЖД и ее «дочку» Федеральную пассажирскую компанию, себя оправдала. Такое мероприятие мирового масштаба было для них серьезным испытанием, можно даже сказать - боевым крещением, но их команды справились на отлично и без "показухи", которая тоже сразу была бы видна наблюдательному глазу. Впрочем, одного персонажа "потемкинских деревень" все же нашли - нас вот с танцующими медведями на вокзалах не встречают, а сенегальцев и японцев встретили.
"На перроне болельщиков встречал медведь, - рассказывает о необычном "креативе" - большой ростовой кукле медведя на вокзале Екатеринбурга donni-nina. - Теперь понятно, почему все думают, что в России по улице ходят медведи. Они действительно ходят! Тут уже сенегальцы стали кричать - "Сенегал!" И махать флагом, бить в барабаны. Это было непередаваемо. Они были явно довольны таким радостным и веселым приемом. А на следующем поезде приехали японцы, японцев встречал другой танцующий медведь".
"Как оказалось, не все иностранцы знали для чего нужен бойлер, пришлось показывать и поить своим чаем, - рассказывает о поездке из Москвы в Ростов-на-Дону iskander1313. - Кружек и стаканов, у них конечно не было. Не знают, что с собой надо в российский поезд брать. Наше всё - ролтон. Иностранцы завидовали, не подумал, что на них тоже можно взять. Так что они питались своими чипсами из рюкзаков. В ресторан что-то никто не захотел...
Все полки были подняты, створки шкафчиков раскрыты. В соседнем купе чудак из Уругвая жаловался, что его купе сломалось, как же ехать? Пришлось показывать, как всё раскладывается".
Персонал поездов для болельщиков был хорошо подготовлен: специальную подготовку прошли более 2300 проводников и начальников поездов, более 3000 сотрудников вокзалов. Сотрудники изучали вопросы обеспечения транспортной безопасности, футбольную культуру, правила проезда, технологию посадки болельщиков в поезд, эффективные коммуникации, стресс-менеджмент, вопросы кросс-культурных коммуникаций при обслуживании пассажиров-граждан иностранных государств и так далее.
На вокзалах всех 11 городов ЧМ-2018 работали 30 информационных стоек, где постоянно дежурит квалифицированный англоговорящий персонал, готовый ответить на вопросы болельщиков от собственно "железнодорожных" дел до, например, таких, как добраться до отеля, где находится ближайшее кафе и т.д.
"По громкой связи объявляют сообщения по-испански, - рассказывает о саранском вокзале в дни ЧМ-2018 griphon. - В Саранске, по-испански, это немыслимо! В основном, правда, ищут каких-то потерявшихся граждан. Поддатые и невыспавшиеся фанаты всё путают, и ничего не могут найти. Особенно когда одновременно стоит на посадку четыре поезда на Москву, сложно не перепутать.
Трое перуанцев пришли к нашему поезду с билетами на другой поезд, ушедший две минуты назад. "Как же, как же? Тут вот написано, что отправление в 3.00. А сейчас всего 3.02". "Да, братан, 3.02, у нас поезда уходят вовремя, это не как у вас в Перу, где всё всегда опаздывает".
Поезда из небольшого Саранска действительно отправлялись с интервалами в 10 минут и оперативно вывезли всех болельщиков. И все работало "как часы".