До суда доходят 10% уголовных дел против врачей, 90% уголовных дел прекращаются, заявила на пресс-конференции в Москве официальный представитель СКР Светлана Петренко, как бы иллюстрируя тем самым лояльность следователей к медицинскому сообществу.
«То есть в большинстве случаев мы доказываем невиновность врачей и медработников»,— цитирует ее ТАСС.
Тем не менее, по ее словам, с 2012 по 2017 год количество обращений в СКР по поводу врачебных ошибок увеличилось более чем втрое. Следователи обязаны проверять каждое обращение, хотя не по каждому заводится уголовное дело.
Поскольку в обществе назрела проблема решить проблему ответственности врачей за их действия и связанные с ними ошибки, очень важно, считают в «Национальной медицинской Палате», нацеливаться не на ужесточение наказания медицинских работников из-за «врачебной ошибки», а на декриминализации врачебной деятельности. Может ли далее врач заниматься профессиональной деятельностью, должен решать не суд, а профессиональное врачебное объединение, как это происходит в других странах, настаивают врачи.
В ходе совместной работы президента Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская Палата» Леонида Рошаля со Следственным комитетом РФ по в совершенствованию уголовного законодательства в отношении медицинских работников достигнуто понимание о неприменимости к врачам статей 109, 118 и 238 УК РФ, по котором сегодня большинство медработников привлекается к уголовной ответственности. Это возможно за счет выделения отдельной специальной статьи - 124.1 (Ненадлежащее оказание медицинской помощи (медицинской услуги)).
В предложенной статье необходимо дать четкое определение, какие именно нарушения профессиональных обязанностей врача будут трактоваться как следствие того, что нанесен тяжкий вред здоровью пациента, или причинена смерть. Нынешнее изложение статьи позволяет в очень широком поле привлекать врачей к уголовной ответственности. Кроме того, введение в Уголовный кодекс термина «плод» приведёт к валу уголовных дел и к исходу врачей и акушерок из специальности акушерства.
Вопрос об уголовной ответственности медицинского работника (медицинских работников) может стоять только при комиссионно доказанных умышленных и (или) систематических действиях его (их), приводящих к смерти или инвалидности людей, считает Леонид Рошаль.