Posted 13 июля 2018, 08:13

Published 13 июля 2018, 08:13

Modified 7 марта, 16:48

Updated 7 марта, 16:48

Яков Миркин: макроэкономические прогнозы в России бессмысленны

13 июля 2018, 08:13
Истории с повышением пенсионного возраста, налогов, сборов и платежей – еще одно подтверждение тому, что государству не обращает на предупреждения экономистов никакого внимания

Красивый и убедительный эксперимент проделал на своей страничке в ФБ известный российский экономист Яков Миркин. Чтобы понять его красоту, нужно дочитать этот небольшой текст до самого конца:

«В сырьевых экономиках, таких, как Россия, между государством, крупным бизнесом и населением всегда идет торг за природную ренту, за кусок экспортного / бюджетного пирога. Пока мы этот торг проигрываем. Ориентиры государства сегодня состоят в том, чтобы доля социальных расходов за счет бюджета снизилась.

Все это означает тихую коммерциализацию социальной сферы, скрытую или явную приватизацию в тех приятных местах, где лечат, развлекают, дают образование и социальную опеку. Сеть таких государственных учреждений давно уже подвергают «оптимизации» (сокращению, консолидации, увольнениям). Давно почти незаметно, но уверенно вымываются те услуги государства, к которым мы привыкли как к бесплатным дарам природы. Хотя нужно быть честным и сказать, что часть услуг, особенно в Москве, стала оказываться с гораздо лучшим качеством.

Все, что сегодня происходит с бюджетом – закономерно, вытекает из того, как устроены общество и экономика в России. Не нужно ко всему этому относиться как к чему-то субъективному, что можно исправить либо царской волей, либо нашествием масс.

Бюджет – зеркальное отражение того, как устроены государство и экономика.

Мы, конечно же, не американская модель. В ее рамках государство и его бюджет несут минимум социальных обязательств, крайне мала доля правительства в собственности на бизнес, ниже доходная база. Отголосок «дикого Запада», принцип полагания прежде всего на самого себя.

Мы – не скандинавская модель, с ее тяжелейшими налогами, но зато социальными обязательствами государства «под ключ».

Мы, конечно же, и не модель новых индустриальных стран Азии с ее экстремально низкой фискальной нагрузкой, в которой всё нацелено на экономический рост.

Больше всего сходства с континентальной моделью, с еврозоной, где больше вмешательства государства в хозяйственную жизнь, крупнее госсектор, больше социальные обязательства, выше налоги. Что-то между американской и скандинавской моделями бюджета.

Но не нужно себя тешить тем, что мы построили что-то «европейское». Что делает российский бюджет потенциально уязвимым?

Первое, модель экономики «обмен сырья на бусы». Функциональная зависимость всех нас от мировых цен и спроса на сырье.

Второе, сверхконцентрация собственности и власти, отсутствие устойчивого среднего класса, создающего доходную базу.

Третье, только 8 – 10% населения готовы жить независимо, без государственной опеки. Остальные устойчиво, из года в год, во всех опросах заявляют о своей настоятельной потребности в протекционизме со стороны государства и о том, что они его признают, в той или иной степени, в качестве главного управляющего своей жизни. Им нужны самые высокие бюджетные расходы.

Четвертое, потребность в высоких оборонных тратах, которые большей частью, по природе непроизводительны. И Германия, и Япония, и Корея, совершившие экономическое чудо, тратили на армию «нисколько», находясь под военным зонтиком США.

Пятое, неэффективность государственного сектора в экономике. Госкорпорации в реальном секторе являются тотально убыточными, вечными просителями средств у бюджета, особенно там, где производство является полугражданским, полувоенным.

Шестое. «Закапывание» денег в бюджетные расходы по избыточным ценам, постепенная концентрация их в мегапроекты с мегарасходами.

Все это несет риски и неустойчивость в наше будущее и предполагает тяжелую дорогу переустройства.

Эффективный бюджет неизбежно связан с революцией в головах, с тем, чтобы в коллективное сознание, от мала до велика, вернулись, как главные, понятия «общественная польза» и «личная свобода». Только тогда мы не будем разводить руками и говорить, что в России уже четыреста лет с бюджетом и госзакупками не все порядке, так же, как и с дорогами.

Самое смешное, что это правда. Лишь несколько десятилетий из этих магических 400 лет российские финансы, рубль и бюджет жили, будучи веселыми и здоровыми».

Этот текст опубликован мной в ноябре 2013 года в журнале «Прямые инвестиции».

Я мог бы и сегодня подписаться под ним, что лишний раз доказывает бессмысленность сегодня макроэкономических писаний – где бы они ни размещались и к кому бы ни были обращены.

Истории с пенсионным возрастом и последними повышениями налогов, сборов и платежей – еще одно подтверждение этому.

Машина следует своим чередом, а жизнь своим – неизбежно поправляя ее. Все равно будет всё так, как распорядится жизнь своими естественными законами.

Красок в эту удручающую картину добавил другой известный аналитик – Дмитрий Милин:

«Япония поднялась на военных заказах США для корейской войны. Германии сильно помог план Маршалла. Всем: Японии, Германии и Корее (+ Тайваню, а потом и Китаю) помогло открытие доступа их товаров на американский рынок. Чего у нас в нынешней ситуации и в условиях торговых войн начатых Трампом - нет и не будет. НО были и свои особенности. Например немцы после войны искусственно повышали зарплаты не "силовикам" и бюджетникам, как у нас, а доплачивали ученым, чтобы они работали в Германии и на германскую промышленность, а в нашей стране к ученым, инженерам, программистам наплевательское и потребительское отношение "пусть хоть все уедут - дышать будет легче". Это путь уже даже не к кризису в котором мы находимся с 2012-13 года, а к краху а-ля СССР...»

Подпишитесь