Недавно СМИ сообщили о том, что 28-летная американка Александрия Окасио-Кортес неожиданно выиграла первичные выборы Демократической партии (результаты праймериз должны были определить, кто будет избираться в конгресс от демократов в ноябре 2018 года). У нее был сильный соперник – лидером считался 56-летний демократ Джо Кроули, действующий конгрессмен, занимавший этот пост десять сроков подряд. Помимо разницы в политическом опыте, сильно отличался и бюджет избирательных кампаний: Джо Кроули удалось собрать три миллиона долларов от крупных компаний-спонсоров, а Александрия Окасио-Кортес решила полностью отказаться от денег корпораций, собрав 300 тысяч долларов частных пожертвований. Когда Кроули узнал о своем поражении, он спел песню Брюса Спрингстина «Born to Run», посвятив ее Окасио-Кортес, и пообещал поддержать ее на выборах в Конгресс в ноябре.
Что позволило молодому политику вырваться вперед? Ведь, на первый взгляд, это была неравная борьба, с большим перевесом, учитывая годы политического опыта и миллионы долларов. Но преимуществами Александрии была неудержимая мотивация и четкое понимание того, зачем ей нужна победа. Это была борьба, тяжелейшая борьба, потребовавшая предельной мобилизации, но именно так выглядит здоровый процесс обновления элит, борьбы за власть молодых и торжества всего нового и свежего. Неправильно говорить о необходимости дать дорогу молодым – молодые должны сами пробивать себе путь, ставить высокие цели и не нарушать заявленных принципов. Не идеализируя Америку с ее социальным расслоением, беспринципностью капитализма и борьбы за власть, надо признать, что политические институты там за океаном настроены так, что новая политическая и экономическая элита имеет возможность роста, ее голос может быть услышан на равных, и если новые идеи созвучны потребностям общества – у молодого политика есть шанс занять лидирующие позиции.
Возможно ли это в современной России? В политике или бизнесе – возможен ли собственный путь, без поддержки признанных авторитетов? Может ли молодой и дерзкий предприниматель создать бизнес, который потеснит грандов, и не поглотит его какой-либо государственный фонд или крупная корпорация? Может ли в России молодой политик не идти на договорённости с властью после первой же победы и продолжать самостоятельное плавание? Получится ли опереться лишь на собственную идею и веру в то, что именно ее реализация может сделать жизнь людей лучше? Вопрос риторический. Таких примеров почти нет, они единичны.
Я в политике с 1998 года, и, по моему мнению, самые яркие кандидаты в свое время именно так, дерзко врывались в повестку. Кто-то сгорал, кто-то делал невозможное. Это естественный процесс, ибо политика — не карьера на госслужбе. Нет гарантий. Зато те, кто проходил через все преграды, становились сильными, яркими, нравственно целостными. На мой взгляд, те правила игры, которые сложились сейчас в российской политической системе, ведут ее к гибели. Отсутствует возможность для появления и роста нового поколения политиков – энергичных, горящих идеями, героев, готовых к подвигам. Нет естественного обновления, политики не представляют избирателей, а политические партии играют роль эскорта при решении управленческих задач. Как только у кого-то нового появляется минимальный политический вес - система либо покупает его и лишает мотивации, либо глушит со всей неистовостью репрессивной машины.
Сейчас перед страной встала абсолютно политическая задача - достигнуть консенсуса в обществе по вопросу пенсионной реформы. И тут оказывается, что политиков, способных с этим обществом договариваться, попросту нет. Даже в СССР были. В 90-е - были. А сейчас нет - ни одного нет, кто занял хоть какую-то содержательную позицию и был способен ее донести до людей. И правда не в том, что у нас не хватает молодых людей, которые имеют мощный потенциал, были бы способны состояться как политические звезды, чьи идеи могут превратиться в эффективнейшие программы. Такие люди сами появляются в конкурентной среде во время политических процессов. Правда в том, что для того, чтобы выйти на орбиту большой политики, необходимы условия и правила, гарантом которых выступало бы государство. Когда правила в ручном режиме пересматриваются постоянно, нет уже той мотивации, веры в свою правоту и возможности проявить щепетильность в выборе средств достижения успеха, которые обеспечили победу молодой американке. Сейчас становится очевидно, что нужны изменения политической системы, самих правил игры, и тогда станет возможным появление новых участников - иначе рейтинг власти может не оправиться от очередной реформы.
Оригинал здесь