Работы над техническим проектом судна атомного технологического обслуживания (АТО) для перезарядки атомных ледоколов нового поколения типа «Арктика», «Сибирь» и «Урал» должны быть завершены через полгода. АТО также будет осуществлять ремонт и техническое обслуживание этих судов.
Надежда Попова
Потребность в судне нового поколения обусловлена грядущим вводом в эксплуатацию ледоколов проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал») и перспективой строительства нового, более мощного ледокола «Лидер», - узнала корреспондент «Новых Известий» Надежда Попова в Департаменте коммуникаций ГК «Росатом».
Судно будет иметь водоизмещение 20 тысяч тонн. И на нем будет установлен комплекс технического оборудования, необходимого не только для перезарядки реакторов, но и хранения облученного ядерного топлива. Судно будет иметь ледовый класс, который позволит работать на базе Росатомфлота в Мурманске.
- Скорее всего, будет построено только одно такое судно, которое сможет работать со всеми ледоколами и обслуживать весь гражданский атомный флот, - рассказали в Центральном конструкторском бюро «Айсберг» (именно это ЦКБ и работает над новым "силуэтом" судна технологического обслуживания) -. Был объявлен конкурс на проектирование такого судна. Конкурс мы выиграли.
Прежние суда АТО были построены достаточно давно. И скоро все они выйдут из эксплуатации. Кроме того, все предыдущие суда были сориентированы на реакторы, которые были на тот момент. Новые ядерные реакторы - «РИТМ-200» - для тройки новых атомоходов, и «РИТМ-400» - для суперледокола "Лидер" старые суда АТО обслуживать не смогут. Для этого необходимо новое судно атомного технологического обслуживания.
Так и хочется задать вопрос: а кто же заряжал наши атомные великаны "Ленин", "Сибирь", "Вайгач» раньше?
Одним из таких судов была плавбаза «Лепсе». «Новые известия» достаточно подробно рассказывали о «Лепсе», которая, накопив огромное количество облученного ядерного топлива, до сих пор находится в Мурманской области. И ждёт своей полнейшей ликвидации.
Именно «Лепсе» заряжала первый атомный ледокол «Ленин» в 1962 году.
- Да, мало кто знает, что вместе со строительством атомного ледокола «Ленин» в обстановке совершенной секретности на Адмиралтейском заводе шло переоборудование теплохода «Лепсе» под технологическую базу для обслуживания судовых ядерных реакторов, - вспоминает физик- ядерщик Лев Максимов. - Ещё на стадии проектирования атомного ледокола встал вопрос о перезарядкех ядерных реакторов. Куда отгружать отработавшие ядерные тепловыделяющие элементы? Вот все эти проблемы должна была решать плавучая технологическая база «Лепсе». По проекту «Лепсе» в автономном режиме могла производить перезарядку, то есть перегрузка ядерного топлива могла производиться в любой точке Мирового океана. Это предусматривалось на случай форс-мажорных ситуаций, к примеру.
К слову, на атомоходе «Ленин» были установлены аж 3 ядерных реактора!
- Но с зарядкой не заладилось сразу же, -продолжает наш разговор ядерщик Максимов. - В активной зоне реактора оболочки ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов) под воздействием мощных потоков излучений могли деформироваться, а могли даже разрушаться. Такие сборки загружались в пеналы хранилища «Лепсе», а вот уже выгрузить их оттуда было сложно. Некоторые сборки в процессе хранения ещё больше распухали. Сборки своими оболочками ТВЭЛов притирались к внутренним стенкам пеналов и намертво заклинивались. В самом реакторе тоже были проблемы. На дне реактора образовывались просыпи. С помощью ручных захватов всё это удалялось из активной зоны. В результате некоторые ядерные стержни сплавились друг с другом. Такое топливо из реактора выгрузить было невозможно. Тогда и было принято решение затопить реакторный отсек в Карском море.
Эту операцию проводили в начале семидесятых годов. В подрыве отсека принимали участие военные специалисты. Взрывчатку заложили прямо в реакторный отсек. В момент подрыва атомный ледокол «Ленин» дрейфовал, примерно, в полумиле от «Лепсе»: именно на "Лепсе" переправили весь экипаж атомохода. И когда экипаж вернулся на атомное судно, предстала такая картина: посреди корпуса ледокола зияла огромная черная дыра, на дне которой плескалась морская волна.
Всего с 1962 по 1981 год плавтехбаза «Лепсе» провела 14 операций по перезарядке ядерного топлива на ледоколах «Ленин», «Арктика» и «Сибирь».
«Лепсе» накопила у себя на борту 260 кг урана-235 и 8 кг плутония-239. В хранилищах «Лепсе» были складированы сотни тысяч тонн ядерных отходов. Это 639 тепловыделяющих сборок. Многие из них были деформированы. И когда разрабатывался план утилизации «Лепсе» перед проектировщиками встал встали несколько серьезных проблем. Хранилище «Лепсе» было спроектировано и изготовлено для пенального хранения отработанных сборок, то есть каждый стержень размещался в специальную стальную трубу. Но зазоры между стенками пенала и корпусом сборки были небольшие. И когда проектировщики разрабатывали это хранилище, они не знали достаточно точно, как будет вести себя топливо в различных ситуациях. Поэтому когда деформированные сборки размещались в пеналы «Лепсе», некоторые из них входили с трудом. Загонять их туда приходилось при помощи кувалды. Очень хочется надеяться, что таких проблем с новым судном – «ядерной батарейкой» для современных российских атомоходов не будет.
Из последних новостей о многострадальной плавбазе «Лепсе»: как сообщили в Департаменте коммуникаций Росатома, начало выгрузки облученного ядерного топлива (ОЯТ) из баков хранилища «Лепсе» запланировано на конец 2018 года. Выгрузку ОЯТ планируется завершить не позднее 2020 года.
Из досье «НИ»
Центральное конструкторское бюро «Айсберг» было основано в 1947 году. За 70-летнюю историю ЦКБ разработало проекты первого атомного ледокола «Ленин», ледоколов «Ямал», «50 лет Победы», а также плавучего атомного энергоблока «Академик Ломоносов» и других судов гражданского и военного назначения.