В опубликованной книге — «Путевые заметки Альберта Эйнштейна» — собраны впечатления ученого от поездок по Азии, Испании и Палестине в 1922-1923 годах, пишет The Guardian.
В своем дневнике физик и гуманист размышляет об увиденном и приходит иногда к выводам, которые сегодняшнему европейцу, кажутся расистскими. Так Эйнштейн, сам считавший расизм «болезнью белых людей», в дневниках отзывался о китайцах как о «работящих, грязных и недалеких людях». Его коробило, что во время еды они сидят на земле или на корточках, а китайские дети ему казались бездуховными и тупыми. «Будет печально, если эти китайцы вытеснят все остальные расы. Для таких как мы одна мысль об этом невыразимо безотрадна», — заключил Эйнштейн в дневнике.
Публикация этих дневников вызвала шквал критики и осуждений ученого. Эйнштейна обвинили в расизме и ксенофобии — и даже призывали его «бойкотировать», пишет издание Medusa.
Переводчик дневников Зеев Розенкранц в предисловии к изданию предупредил о неожиданных для современного американца взглядах Эйнштейна: «Они резко контрастируют со сложившимся образом ученого как глубоко гуманистичной фигуры. Думаю, в сравнении с его публичными высказываниями это может вызывать шок. Это менее сдержанные высказывания, он не предполагал, что они будут опубликованы».
Однако в отличии от европейцев, склонных к самобичеванию, многие китайцы вступились за легендарного физика, напомнив, что в то время Китаю действительно нечем было гордиться. «Китайцы жили под бременем голода, войны и нищеты. Как могли жители Китая в то время заслужить уважение Эйнштейна?» — написал один из пользователей китайской социальной сети Weibo.
Трезвый взгляд китайцев на частные дневники ученого даже вызывает уважение. Например, китайское издание South China Morning Post написало, что взгляды Эйнштейна в Китае воспринимают не как расизм или узколобость, а как культурные предубеждения. «Взгляды каждого из нас обусловлены временем, в которое мы живем», — говорится в одном из самых популярных комментариев в сети Weibo на эту тему.