Posted 15 июня 2018, 10:59

Published 15 июня 2018, 10:59

Modified 7 марта, 16:40

Updated 7 марта, 16:40

Дешево и сердито: ректор ВШЭ представил новую реформу образования

15 июня 2018, 10:59
Сюжет
Вузы
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов представил в Екатеринбурге программу «12 решений для нового образования», которая должна помочь отечественному образованию сократить отставание от европейского в условиях постоянной нехватки денег.

На ее реализацию потребуется 4,5 трлн рублей, - сообщает РИА «Новый День». «Новые Известия» публикуют выдержки из этой программы,.

О нехватке денег

Одна из главных проблем российского образования, которое все больше отстает от западного – отсутствие лоббистов, крупного бизнеса, заинтересованного в развитии этой сферы. «Россия страна не очень богатая, зато очень образованная». Отсутствие денег приводит к тому, что в лабораториях не хватает оборудования, студентам не хватает стипендии, школьников проблемно вывезти на интересные экскурсии. Кроме того, образованию мешает развиваться низкий уровень поощрения. Существующие олимпиады, спортивные движения и специальные программы рассчитаны на тех, кто занимается спортом, искусством и предметами, представленными в школьных программах. Таким образом, программы для детей, интересующихся физикой и химией - есть, а для тех, кому интересны психология или урбанистика - нет. Страна отстает от требований времени. Около 28 % школьников не могут научится использовать знания для успешной деятельности.

Больше того, очень высока социальная дифференциация школ, уровень которой лектор сравнил с уровнем «десятка стран очень третьего мира».

О дошкольном и школьном образовании

Реформа образования по мысли Кузьминова должна начаться с дошкольного этапа. «Необходима поддержка раннего развития. Половина детей страдают от неправильного воспитания в возрасте до трех лет». Раньше многие дети воспитывались при участии не только родителей, но и бабушек-дедушек, сейчас старшее поколение проживает отдельно, а дети часто воспитываются в неполных семьях. В итоге дети не получают необходимого воспитания.

«В Европе есть практика, когда патронат, психолог раз в месяц приходит и с месячного возраста смотрит, как играет ребенок. И дает советы. У нас на создание такой службы необходимо около 40 млрд рублей, тогда мы в два раза сократим отставание к начальной школе. Мы такую идею озвучивали, родители некоторые против – которые за порку выступают, которым не хочется, чтоб государство вмешивалось в воспитание. Хотя это просто система консультирования родителей».

В школах, по оценке разработчиков программы, учитель работает только с 60% детей, 30% ребят отстают от программы, а 10% – «убегают» вперед. В Финляндии, рассказал экономист, 8% ВВП уходит на индивидуальное образование 41% детей, и у них самый низкий процент неуспешности.

Чтобы сократить финансирование на такую систему, в России можно ввести персонального цифрового учителя. «Не бумажный учебник, переписанный в pdf, а комплекс, который будет с учеником взаимодействовать, как Siri, отвечать на вопросы. Фактически это интерактивный учебник. Он должен иметь шесть уровней освоения материала – по сложности, от простого до сложного и с разделением для тех, кто логически воспринимает материал и тех, кто образно». Цифровизацией и современными технологиями предполагается вовлекать детей в обучение – сейчас школьникам неинтересно учиться. Это могут быть компьютерные игры как элемент обучения и онлайн курсы, которые помогут «спасти» сельские школы, где сохраняется нехватка профильных учителей.

Но для этого нужно протянуть интернет по всей России, что и записано в программе: сделать во всех школах к 2020 году канал со скоростью не ниже 100 МБит/сек и до 1 ГБит/сек в 2023.

Проблему неравенства образовательных возможностей и социальной стабилизации можно решить, дав каждому дошкольнику возможность пройти годовой курс подготовки к школе, а детям из неблагополучных и малообеспеченных семей нужна адресная поддержка и бесплатный доступ ко всем образовательным ресурсам.

О среднем специальном и высшем образовании

Адресная поддержка распространяется и на студентов. Стипендии следует оставить только тем, кому они реально нужны, причем их размер сделать не меньше прожиточного минимума.

Больше того, «12 решений» предполагают и повышение привлекательности среднего профессионального образования, к которому сегодня налицо пренебрежительное отношение. Нужно менять не только школьные уроки и оборудование для преподавания такого рода предметов, но и повышать финансирование техникумов. «По статистике, на одного студента колледжа приходится на 20% меньше финансирования, чем на школьника старших классов».

В России, считают эксперты, нет системы поддержки талантов после школы, зато есть «утечка мозгов». А потому необходимо ввести грантовую поддержку подающих надежды выпускников и молодых профессионалов, льготные образовательные кредиты для студентов ведущих исследовательских университетов и для тех, кто получает более 80 баллов по ЕГЭ.

Для развития образования требуется система рынка непрерывного образования – в России крайне низок уровень переобучения и повышения квалификации взрослых. Среди прочего предлагается создать Единую национальную электронную платформу, где можно будет найти всего образовательные программы и сервисы трудоустройства.

Повысить же качество обучения в региональных вузах можно за счет частичного перехода на онлайн обучение. «Преподаватели учат по чужим учебникам, студенты не дураки, перестают ходить на лекции. У нас около 50 % студентов-очников, которые работают фул-тайм. В региональных вузах можно ввести до половины курсов онлайн от ведущих университетов, а высвобожденные деньги направить на создание исследовательских лабораторий».

Кузьминов предложил также передать региональным вузам инфраструктуру бизнес-инкубаторов и бизнес-парков, «которые насоздавали в каждом регионе, а теперь не знают что с ними делать. В одном таком нашли сборку мебели». На этих площадках студенты должны заниматься своими проектами, поселить учащихся при этом надо в кампусах, чтобы ребята не тратили на дорогу до вуза по два часа в день.

Подпишитесь