Posted 7 июня 2018, 14:02
Published 7 июня 2018, 14:02
Modified 7 марта, 16:45
Updated 7 марта, 16:45
Виктор Матизен
По словам организаторов, в этом году было рассмотрено 307 заявок на участие, из которых было отобрано для фестивального показа 29, то есть конкурс на попадание в конкурс был 1:11. Большое количество ежегодно производимых короткометражек не должно удивлять: если еще 30 лет назад в России было всего две киношколы – ВГИК и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, то теперь их трудно пересчитать, и работают они не только в Москве и Петербурге, но и в региональных центрах. А поскольку кинотехника стала предельно доступной, короткий и даже длинный фильм можно снять где угодно и даже вне каких-либо школ, институтов и студий. Изменился за это время и подход к первым опытам – это уже не учебные работы, как бывало раньше, а зачастую кинематографические анекдоты или новеллы, более или менее удачные, но снятые с учетом требований метража.
Сюжеты, реализованные начинающими режиссерами, довольно разнообразны. Иногда это комические ужастики – так, например, в «Розыгрыше» Виталия Дудника мечтающий о популярности видеоблоггер уговаривает знакомых разыграть налет на его квартиру, чтобы снять его на скрытую камеру и выложить в сеть, но его подруга, всерьез воспринявшая ограбление, оказывается неробкого десятка и убивает нападающих, а когда он в ужасе сознается в проделке, прирезает и его, после чего заливает снятое видео в собственный блог. Иногда – комедии с моралью вроде «Миллиарда» Евгения Дудчака, в котором сортирная будка превращается в телепорт и заносит своего хозяина в любое место, чье название указано в газете, используемой в качестве подтирки – в частности, а золотой фонд США, откуда он начинает таскать слитки, пока не становится жертвой собственной жадности. Или мелодрамы вроде «На краю» Семена Трескунова, в которой двое, случайно встретившиеся на одной крыше, чтобы броситься с нее, находят друг в друге поддержку. А то и драмедии наподобие «Развода», который сняла известная актриса Мария Шалаева, вместе с Михаилом Евлановым сыгравшая супружескую пару на грани расставания, а в финальных титрах объявившая язвительную благодарность Сергею Собянину за созданные им декорации скребущейся Москвы.
Смотр короткого метра, как обычно, уложился в три 2,5-часовые программы, отсмотрев которые, жюри Гильдии киноведов и кинокритиков после короткого совещания решило отметить три четко выполненные работы. Диплом Гильдии с формулировкой «За остроумное изображение циклической механики вымогательства» получила «Взятка» Алексея Харитонова, герой которой предлагает следователю взятку, чтобы тот закрыл его дело о взятке, но в момент передачи денег их накрывает прокуратура, от коей вынужден откупаться уличенный следователь и т.д. Второй диплом «за точность социально-психологического анализа обыденной дорожной ситуации» вручен Анне Дежурко за фильм «ДТП», ставящий героиню и успевших отождествиться с нею зрителей в дискомфортное положение виновного в аварии, которого гаишники посредством кнута и пряника убеждают переложить вину на невиновного. А традиционный приз Гильдии «Слон» достался семиминутной ленте Александра Цыпкина, Ксении Раппопорт и Павел Капиноса «Прощай, любимый!», снятой в форме слезного женского монолога, обращенного к мужчине, решившему ее бросить, с формулировкой «за оригинальное решение традиционной темы расставания в духе новейшего времени». «Дух новейшего времени», очевидно, заключается в феминистском по духу финале, где оскорбленная добродетель мстит изменщику.
Со своей стороны, главное жюри конкурса ни в чем не совпало с жюри Гильдии, выдав дипломы картинам с «размытым» смыслом - «Новой Москве» Тамары Дондурей, состоящей из трех диалогов, в которых пожилые жители столицы ностальгируют по временам своей молодости, а также «Рыбному дню» Дмитрия Корсакова, где двое рыбаков обнаруживают третьего, превратившегося в рыбу, и в конце фильма поедают ее, уверовав в то, что у желудка память о съеденном товарище крепче, чем у мозга. Третий диплом присужден фильму Анны Кузнецовой «Шесть два восемь» про девушку, влюбленную в соседку по общежитию, и про любовника этой соседки, которого героиня сначала ненавидит, а потом почти влюбляется. Главный же приз в коротком метре, к удивлению части публики, достался «Календарю» Игоря Поплаухина, темной истории о женщине, которая тайком от домашних периодически ездит на свидания неизвестно с кем в отдаленную колонию. Судя по всему, жюриоры сочли, что лучшее кино - то, в котором напрягать воображение и придумывать версии происходящего должен зритель, а не автор.