«В России несколько предыдущих федеральных бюджетов верстались с большим дефицитом, низкой ценой на нефть и высоким курсом доллара. Цена на нефть в бюджете 2017 года была заложена в размере 40 долларов за баррель, хотя в середине прошлого года она была повышена до 46 долларов за баррель, но, тем не менее, это было ниже рыночных показателей.
Это было особенно видно по 2015 году. Просто на тот момент, официальная инфляция была 12 процентов годовых, но топливо подорожало только на 2,5 процента. Это, естественно, не могло не сказаться – прибыли нефтекомпаний снижались, и это породило целый ряд проблем на внутреннем рынке нефтепродуктов. В 2016 годы цены на топливо в России дорожали в инфляционном коридоре – инфляция в стране была в районе 5,5 процентов, а цены на энергоносители выросли примерно на 6 процентов», - говорит Фролов.
Однако в прошлом году произошло несколько важных вещей, которые усугубили ситуацию в данном вопросе – нефть стала дорожать, а курс доллара остался примерно равным тем показателям, что были заложены в проекте федерального бюджета.
«Это привело к тому, что рублевая цена на нефть выросла на 2000 единиц, причем этот процесс продолжает идти – нефть сейчас ускорила свой рост на мировом рынке и достигла показателя в 80 долларов за баррель.
В результате, каждые 10 долларов за баррель сверх нормы дают бюджету в среднем 22 млрд долларов, что также коррелирует и с тем фактом, что нефть вследствие удешевления рубля подорожала еще на 1000 рублей за баррель», - заключает Фролов.
Все это означает гораздо более высокие расходы для российских нефтеперерабатывающих заводов, поскольку они покупают нефть, и это чрезвычайно важно, поскольку сырье играет основную роль в себестоимости нефтепродуктов.
«Кроме того, нельзя забывать, что с 2015 года государство начало систематически повышать акцизы на нефтепродукты, что было ответом правительства РФ на негативную рыночную конъюнктуру в виде низких цен на нефть», - констатирует Фролов.
Как замечает эксперт, государство путем таких мер планировало собрать порядка 1 трлн рублей для того, чтобы затем отправить эти средства на какие-то свои дополнительные нужды. Для этого акциз на бензин был повышен на 3,5 рубля за литр, что в действительности еще больше тех «скидок» для производителей, которые обсуждаются и готовятся правительством РФ во главе с Козаком.
«Все эти акцизы, естественно, должны учитываться в цене топлива, на которое оказывает давление и внутренняя инфляция, которая в нашей стране в 2015 году была на 10 пунктов выше роста цен на нефтепродукты», - резюмирует Фролов.
По его словам, исходя из изначальных данных, в 2015 году топливо в России должно было подорожать значительно выше инфляции, а оно в итоге выросло в пять раз ниже тех официальных данных, что были опубликованы Росстатом.
«При этом, несмотря на то, что в 2016 году ситуация с ценами стабилизировалась, повышение акцизов в 2015 году продолжало давить на производителей нефтепродуктов, поскольку последние занимают где-то четверть цены конечного товара. В этом году все еще усугубилось из-за того, что акциз был повышен на 50 копеек за литр, а с 1 июля – еще на 50 копеек», - заключает Фролов.
В итоге, на внутренние цены на нефтепродукты давит, во-первых, суммарная инфляция за последние четыре года, во-вторых, резкий рост нефти на мировом рынке, а, в-третьих, акцизная политика по этому вопросу со стороны правительства РФ.
«Это привело к тому, что нефтяным компаниям просто выгоднее вывести бензин за рубеж и там продавать по более высоким ценам, что также подкрепляет и сравнительно высокий курс рубля относительно цен на нефть», - констатирует Фролов.
Соответственно, все эти переговоры Козака ставят своей целью нахождение компромисса между правительством РФ и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать ситуацию с ценами на бензин на внутреннем рынке.
Полная версия - здесь.