Этой болезненной теме посвятил свой пост в ЖЖ новгородский филолог и журналист Николай Подосокорский:
«В России, несмотря ни на что, по-прежнему рождается много талантливых, даже гениальных детей, только условия для их развития и самореализации созданы далеко не везде, а, точнее сказать, в настоящий момент созданы в очень немногих местах, куда порой крайне непросто попасть всем желающим. Более того, в силу специфики нашего довольно архаичного общественно-политического устройства, многие таланты задавливают еще в зародыше, потому что главной целью отечественного образования до сих пор является социализация, или попросту насильственное подведение юных граждан под одну гребенку, чтобы потом, когда они подрастут, ими было легче управлять и манипулировать.
В недавнем коллективном письме «Традиция, смысл, креатив? О современном образовании в РФ», написанном шестью известными учеными-гуманитариями и преподавателями средней и высшей школы, содержится предложение обязать выпускников школ сдавать государственные экзамены по всем дисциплинам, которые они изучали. Согласно логике авторов письма, «экономисты, не знающие историю, физики, не читавшие даже базовую классику, политики, не способные даже на элементарные подсчеты, никому не нужны».
Однако стремление превратить всех детей в «универсальных солдат», которые должны одинаково хорошо знать все предметы, независимо от своих индивидуальных склонностей и способностей, на практике скорее всего обернулось бы имитацией «всесторонней» образованности. На самом деле большинство детей уже сейчас перегружено лишней информацией, многие из них не способны ее усвоить, а из-за постоянных стрессов они и вовсе теряют всякий интерес к обучению в т.н. «традиционной» школе.
Так, по оценкам экспертов РАНХиГС, сегодня две трети российских семей нанимают своим детям репетиторов для коррекции пробелов в знаниях уже в 9 классе, в выпускных классах эта цифра еще выше. Но главное - это общее отношение государства к одаренным детям, включая победителей всероссийских и международных олимпиад. Упомяну лишь несколько недавних симптоматичных случаев.
В середине марта этого года мать екатеринбургского вундеркинда Марка Вишни заявила журналистам: «Талантливые дети не нужны стране. Потому что образование - это кошмар». Ее сын, в совсем юном возрасте обративший на себя внимание в передаче «Минута славы» умением мгновенно вычислять произведение двузначных чисел и извлекать корни, так и не смог найти применение своим уникальным способностям на родине, и в итоге эмигрировал в США.
В конце апреля в Московской области было найдено тело 17-летного победителя многочисленных олимпиад, в том числе столичной олимпиады по химии. Учащийся выпал из окна после того, как к нему с проверкой пришли сотрудники ФСБ. Сообщалось, что в его комнате была найдена записка к родителям, в которой он написал, что государству не нужны одаренные люди, а таких, как он, душат проверками. «Проверки» же были вызваны тем, что вундеркинд, страстно желавший всерьез заниматься наукой, но не имевший постоянного доступа в специальные лаборатории, проводил химические опыты прямо у себя дома.
17 апреля губернатор Новгородской области Андрей Никитин поздравил на своей странице в фейсбуке студента 4 курса Политехнического колледжа НовГУ, который победил во Всероссийской олимпиаде по веб-программированию, обойдя представителей МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана и других вузов страны. В комментариях ему сразу же скептически написали: «Любопытно, в какой стране он будет работать...»
Вместе с тем, сказать, что федеральная власть считает, что с образованием у нас в стране все в порядке, конечно, нельзя. На пленарном заседании XI съезда Российского союза ректоров, которое состоялось 26 апреля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, президент РФ Владимир Путин отметил необходимость сделать нынешнюю систему образования более гибкой, чтобы она учитывала персональные потребности учащихся: «Сегодня требования времени, тенденции в экономике, науке, на рынке труда таковы, что у молодых людей должна быть возможность выстраивать собственные образовательные траектории, получать, интегрировать знания и навыки из разных областей, а для этого нам, конечно, нужно снимать границы между разными уровнями системы образования. То есть одарённый школьник, например, сможет проходить вузовскую программу, участвовать в исследованиях наряду с аспирантами, а студент колледжа – осваивать курсы прикладного бакалавриата».
Ректор МГУ Виктор Садовничий в своем выступлении на этом же мероприятии также затронул тему поддержки юных талантов: «Кстати, и поиск талантов под этим углом с перспективой стимулирования развития регионов становится уже отдельной и более простой задачей. Найти юный талант там, выстроить ему правильную образовательную траекторию, обеспечить ему сопровождение. Может быть, для этого не обязательно уезжать в Москву или в другой город? Мы предлагаем другой путь – поддержку и создание условий для самореализации в регионах. Для этого надо создавать и специализированные школы типа «Сириуса», университетские гимназии, технопарки. На базе университетов можно создавать учебные кластеры...»
Вместе с тем, очевидно, что финансовые и социальные возможности Москвы и региона вроде Новгородской области просто несопоставимы. Объективно сейчас московские школы являются лучшими в России и, по некоторым оценкам, входят в десятку лучших школ мира, причем амбициозный мэр столицы Сергей Собянин поставил задачу вывести их к 2025 году в первую тройку: «В московские вузы приезжают лучшие абитуриенты со всей страны. Поэтому и наша московская школа должна давать маленьким москвичам знания и умения, которые откроют им возможности поступать в лучшие колледжи и вузы, позволят конкурировать со своими сверстниками из других регионов страны. И от всех нас, от меня лично, моих управленческих действий, от директоров, от учителей зависит очень и очень многое».
Мне кажется, что установка на то, что любая власть должна, прежде всего, создавать все необходимые условия для качественного образования на своей территории, в целом, безусловно, верна. Но хотелось бы, чтобы высокие руководители видели за общими цифрами статистики «успеха» - конкретных людей, талантливых школьников, которым порой нужна вполне определенная помощь и поддержка, как тем двум вундеркиндам, не выдержавшим суровых российских реалий...»