Очередная авиакатастрофа в Сирии российского самолёта Су-30СМ, разбившегося 3 мая на авиабазе Хмеймим и гибель двух его лётчиков стала поводом подсчитать потери российской авиации за время всей операции.
"Потери российской военной авиации в Сирии за два с половиной года выглядят примерно так, - пишет Анатолий Несмиян. - По самолетам: 2 Су-24, 1 МИГ-29, 1 Су-25, 1 Су-30, 1 Су-33 и 1 гражданский Ту-154 (с военными на борту), 1 гражданский Ан-26 (с военными на борту). По вертолетам: 2 Ми-8, 5 Ми-24, 2 Ми-28, 2 Ми-35.
Проблема с вертолетами в том, что официально не признается факт гибели в пожаре четырех машин Ми-24 в мае 2016 года на авиабазе Т-4 в Тиясе, хотя документально факт зафиксирован американской разведкой и снимками со спутников. Причины происшествия неясны до сих пор, хотя скорее всего, причиной инцидента стал подрыв нескольких автомобилей с боеприпасами в непосредственной близости от ВПП, на которой и стояли сгоревшие вертолеты.
Эта история в целом известна, но повторюсь - официально потери не признаны, а спутниковые фотографии американцев названы подделкой (зачем им нужно было подделывать рутинный разведотчет, неясно). Скорее всего, американская информация прошла чуть раньше, чем наши генералы придумали, что соврать, поэтому пришлось сходу отрицать, ну а потом, понятно, признавать уже никто ничего не мог в принципе.
Ту-154 - это самолет, потерпевший катастрофу в Сочи, но вполне логично причислить его к потерям операции в Сирии, так как направлялся он именно туда. В общем, для учений, прямо скажем, многовато. И если учесть, что только один, самый первый, самолет был сбит системным противником - турецкими ВВС, то все остальные потери выглядят весьма избыточными. С вертолетами из 6 официально признанных пять сбили боевики, один упал из-за ошибок в пилотировании, четыре сгорели в непонятном инциденте. С самолетами ситуация хуже, так как из восьми боевыми потерями можно считать только два. Ну, и есть еще один самолет, упоминание о катастрофе которого под Раккой весной 16 года встретилось один-единственный раз в СМИ, причем он был обозначен как "неопознанный", после чего примерно через месяц снова один-единственный раз прошло сообщение о каком-то неясном обмене пленных боевиков ИГ на одного или двух чьих-то пилотов. Поэтому включать его в какие-либо списки нет никакого смысла, разве что упомянуть о таком вот событии. Чей это мог быть самолет - российский, американский, марсиане мимо пролетали - неясно. В российских СМИ, кстати, отзвук тоже был - Лайф сообщил о чем-то неопознанном, после чего полная тишина.
В принципе, война есть война... проблема в том, что пока на войну системные противники явились только один раз - 24 ноября 15 года. Сбили наш самолет и всё. Других столкновений ни с одним равным противником не было. Откуда возникает неприятный вопрос: а если противник таки решит явиться на войну и приведет с собой не бородатых парней с ПЗРК, а вполне современные самолеты, действующие по указаниям современного центра управления воздушным боем?"
"В Сирии разбился российский истребитель Су-30СМ. Пилоты погибли, - пишет Ирек Муртазин. - Но до сих пор почему-то никто не пишет о том, что разбившийся Су-30СМ был переброшен в Сирию всего пару недель назад. Переброшен из Крыма, из поселка Новофёдоровка, где базируется 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк. Почему-то никто не пишет, что Су-30СМ был вооружен противокорабельными ракетами Х-35 и что ключевая задача этих истребителей – атака вражеских фрегатов и эсминцев…
Эскадрилья Су-30СМ была переброшена из Крыма в Сирию после воинственных заявлений Дональда Трампа... Готовились, видимо, к серьезной заварушке. Но пронесло. Ракетно-бомбовый удар коалиции во главе с США по объектам в Сирии оказался бутафорским… Но сегодня что-то пошло не так. Крымский Су-30СМ разбился в небе над Сирией. Могла на борту сдетонировать одна из ракет?"
"Очень хочется хотя бы краем уха услышать открытую часть отчета комиссии о причинах катастрофы Су-30СМ с Хмеймима, - пишет телеграм-канал Оперативная линия. - А то вот причинами падения Ан-26 так и не поделились... Заявленная сразу же в качестве причины птичка в воздухозаборнике, на мой сугубо дилетантский взгляд помидорного магната, не самый веский повод для аварии. Учитывая надежность, характеристики двигателей и огромную живучесть Су-30, могу предположить, что он бы ее попросту смолотил и не заметил.
Если бы и не смолотил - у него два движка рядом, крутящий момент незначительный, на одном бы подрулил и вытянул. Если только был полный отказ 4-кратно (!) резервированной системы управления, что предполагает полную потерю энергетики (и не позволило катапультироваться!), но это крайне маловероятно.
Однако и в этом случае у него есть аккумуляторная батарея, которая работает еще минут 15, позволяя держать самолет управляемым (закрылки, элероны и т.д.). Конечно, если гипотетически допустить, что жирный баклан с твердостью пня влетел в один движок, тот разрушился, разрушил второй, а тот разрушил аккумуляторный отсек... Пишут, что самолет пытался сесть на воду, виляя и заваливаясь, и упал на хвост, то есть, подобно тому, как случилось бы, когда из-за потери энергетики у него упали вниз рули. А самое худшее, почему самолет упал и летчики не катапультировались, даже предполагать не хочу. Да и смысл... Вечная память Летчикам!"