Posted 26 апреля 2018, 07:54
Published 26 апреля 2018, 07:54
Modified 7 марта, 16:40
Updated 7 марта, 16:40
Неутомимый исследователь советской жизни Максим Мирович, побывав в Афганистане, не мог не изучить вопрос — почему именно афганцы воевали против СССР в войне 1979-1989 годов и кто именно шел воевать в ряды афганского сопротивления?
Пообщавшись с афганцами (в том числе — с бывшими «душманами» из отрядов Ахмад Шах Масуда) я сделал вывод, что у сопротивления было две волны. Первая волна началась незадолго до ввода советских войск в Афганистан, и состояла она из идейных противников советской власти — в первых рядах воевали те, кто не хотел видеть Афганистан в ряду советских республик.
Вторая волна была растянута во времени и продолжалась всю афганскую войну — в результате боевых действий и советских бомбардировок люди теряли свои дома, друзей и близких и просто шли мстить — особо не вникая в политические тонкости.
Если посмотреть на численность сил афганского сопротивления — то можно увидеть, что все годы войны количество людей в нём только росло. Показателен тот же пример отрядов Масуда — в 1980 году под его командованием было менее 1000 человек, а в 1989 году — более 13 тысяч. Отчего так происходило? Война разрушала жилища, привычный уклад жизни людей и вторгалась в их жизнь. На фото — разрушенный кишлак в Панджшерском ущелье, который находится возле дороги. Такие кишлаки уничтожались советскими войсками в первую очередь — так как «мешали продвижению военных колонн».
Кишлаки расстреливались из тяжелого вооружения, после чего туда с вертолетов сбрасывался десант для добивания всех, кто выживет. Пообщайтесь с каким-нибудь знакомым вам десантником-«афганцем» — он может рассказать вам много страшных вещей о тех событиях.
Такие разрушенные кишлаки и сейчас можно увидеть вдоль дорог во всём Панджшере — они стоят немыми свидетелями той никому не нужной войны. Разрушенные дувалы, разбитые дома, обломки старинных каменных стен — всё уничтожено... Внутрь заходить опасно — там до сих пор могут быть неразорвавшиеся снаряды, гранаты и мины.
Именно из-за этих действий воевать против советских войск шли даже те, кто раньше не помышлял ни о какой войне. Это кишлак Руха в Панджшерском ущелье — в годы советско-афганской войны Руха считался «стратегической высотой», что даёт контроль над всем Панджшером — и здесь стояли советские военные — в частности, мотострелковые войска и части ВДВ, а также рота спецназа.
Вот это местные жители — в восьмидесятые годы они сражались в отрядах Ахмад Шах Масуда против советских солдат и сейчас делятся воспоминаниями.
Местные показывают на дальнюю сторону кишлака. Вот тот предгорный район советские войска бомбили газовыми бомбами, чтобы уничтожить там всё живое — «чтобы ничто не мешало существованию советской заставы».
Вот тот район Рухи, куда смотрит мальчик, в восьмидесятые годы был полностью уничтожен советскими газовыми бомбардировками. Многие местные жители, потеряв после таких бомбардировок всю семью, брали в руки оружие и присоединялись к отрядам сопротивления — им не оставалось ничего другого, как только мстить.
Сейчас кишлак Руха — это мирное и спокойное место. Здесь строятся новые красивые дома и недавно был закончен стадион для спортивных состязаний. Надеюсь, что Панджшерское ущелье больше никогда не увидит войны — эти люди как никто другой заслужили мира.
К приезжим из бывшего СССР местные относятся спокойно, без неприязни. Я даже не заметил какой-то особенной ненависти по отношению к советским солдатам — афганцы понимают, что люди на той войне были заложниками системы, и с горечью рассказывают обо всём, что случилось здесь в восьмидесятые годы.
Другой пример того, как советские войска не считались с потерями среди мирного населения, нам рассказали на перевале Саланг — во время вывода войск советская артиллерия и вертолеты бомбили прилегающие к дорогам районы, чтобы «обеспечить беспрепятственный проход войск» — в результате таких действий погибло около полутора тысяч мирных жителей. Эту же информацию подтверждает мой знакомый офицер мотострелковых войск, что служил в районе Пули-Хумри (за Салангом).
Именно это, а не какие-то религиозные или идеологические соображения, подталкивало многих афганцев выступать с оружием в руках против СССР. Примерно то же самое было в Беларуси в годы Второй мировой войны — после того, как нацисты начали жечь деревни, люди массово пошли в партизаны.
Старые правители СССР недооценили менталитет афганцев и национальные черты их характера — любое действие, которое кажется афганцам несправедливым, не отвечающим привычному укладу жизни, будет встречаться активным сопротивлением. Афганец никогда не будет терпеть несправедливость, а будет сражаться против неё — в том числе, если потребуется, и с оружием в руках.
К этому добавляется и то, что потеряв своих близких, афганец обязательно будет мстить — так велят вековые традиции и сложившийся в Афганистане уклад жизни. И это ещё раз подтверждает то, о чём мы говорили с местными жителями в Панджшере и на Саланге — потеряв своих близких на войне, за оружие брались даже те люди, кто сроду не держал и не планировал брать в руки автомат. В итоге в войну, которую развязал СССР, втягивались всё новые и новые люди, это требовало всё больших и больших финансовых и людских ресурсов и от самого СССР, и в итоге война закончилась ничем.
Вернее — закончилась огромной трагедией. СССР ушел из Афганистана, оставив миллион убитых афганцев, разрушенную инфраструктуру, десятки тысяч погибших собственных граждан и окончательно подорванную войной советскую экономику.
И вот зачем всё это было нужно?