Posted 26 января 2018, 14:56
Published 26 января 2018, 14:56
Modified 7 марта, 16:52
Updated 7 марта, 16:52
Украинское издание focus.ua рассказывает, какие именно граждане этой страны погибли неделю назад при атаке террористов на отель в Кабуле: "Двух пилотов и двух стюардесс авиакомпании "Крылья Украины", погибших 20 января, на чужбину опять отправило государство. Вернее, сделало всё, чтобы они и многие другие летали в чужом небе. Почему так получилось?
В начале 1990-х гражданский флот стоял "на приколе", и только с оживлением рынка стал появляться спрос на лётчиков. Но работа тогда досталась не всем, многие не захотели ждать и улетели. Кто в Африку, кто в Ливию и Ирак или в Латинскую Америку. География полётов наших лётчиков - весь мир.
Вслед за нищетой 90-х благодаря расширению парка частных авиакомпаний в Украине таки появился спрос на пилотов гражданской авиации. На Западе покупались самолёты, которым требовались подготовленные экипажи.
Сейчас всё по-другому. Помимо лизинга техники крупнейшие украинские авиакомпании давно берут в лизинг и пилотов. Так работает вся Африка и Азия. Спрос на украинских лётчиков есть в авиакомпаниях Ближнего Востока и Центральной Азии. Перевозчики из Саудовской Аравии, Эмиратов и Катара охотно берут их на работу. Кроме того, украинцы приходят на место своих коллег в российские авиакомпании, поскольку те мигрируют в Китай.
И, конечно, особняком стоят такие небезопасные места, как Афганистан, Ливия, Ирак. Активные боевые действия там не ведутся, но военный конфликт тлеет. В эти страны иностранных спецов можно привлечь исключительно щедрой оплатой. Если в Украине на должности второго пилота в авиакомпании можно получить от 4 тыс. долларов, то за границей - на порядок больше
Поэтому рисковые заработки остаются привлекательными, и вряд ли стоит осуждать лётчика, который теряет своё здоровье в небе быстрее остальных "приземлённых". Содержать семью, учить детей (особенно на пилота), да и жить в Украине дорого, и государство делает всё, чтобы стало ещё дороже.
Кстати, об обучении на пилотов. Даже это - не государственная забота Украины. Филиал НАУ, Кировоградская лётная академия, которая готовит пилотов для гражданской авиации, уже несколько лет их не выпускает. Из академии сейчас можно выйти не пилотом, а инженером, если нет денег заплатить за лётную практику. По рассказам родителей курсантов академии, процесс подготовки будущих лётчиков ограничивается простой теорией, потому что топливо, необходимое для тренировочных полётов, вуз практически не закупает. Даже авиационные симуляторы — компьютерные программы, имитирующие управление самолетом, — каждый приобретает сам за внушительные деньги. Или дожидается, пока дойдёт длинная очередь из таких же жаждущих и небогатых курсантов.
Кроме Кировоградской академии есть также частные курсы, которые всего за 110–180 у. е. за лётный час дадут практический опыт управления летательным аппаратом. Для зачисления будущего пилота гражданского флота в подготовительный отряд необходимо налетать 150 часов. Последующая подготовка за границей стоит ещё около $50 тыс. Сколько стоит стать пилотом — считайте сами. В Польше, как всегда, выгоднее, потому что дешевле. Украине, судя по ситуации как в академии, так и в целом в авиации, пилоты вовсе не нужны... Мы зовём иностранные авиакомпании, особенно крупных лоукостеров, активно осваивать нашу оставшуюся авиационную инфраструктуру. Иностранцы могут обеспечить загрузку аэропортам, а украинским перевозчикам придётся либо приспособиться к новой реальности, либо нет.
Альтернатива - государственная политика на развитие собственных, национальных перевозчиков, - давно потерпела поражение. У Украины по разным причинам серьёзного ресурса на такое дорогостоящее мероприятие нет. А если нет денег на собственную авиацию, логично, что и потребность в пилотах снижается до минимально необходимой, возможно, до нескольких десятков. Остальные могут отправляться в свободный полёт либо менять профессию. Вот и вся логика невидимой, но жёсткой руки рынка".
Впрочем, далеко не идеально обстоят дела и в российской авиации - хорошо известно, что и российские пилоты сегодня вынуждены работать по всему миру, в том числе и в "горячих точках". Иногда даже приходят сообщения из Африки, из которых мы узнаём о гибели самолётов с российскими экипажами.
"Об утечке кадров из российского летного состава говорят и официально, - сообщает bbc.com. - В компании "Аэрофлот" Русской службе Би-би-си сообщили, что за последнее время из нее уволились 20 пилотов. В конце июня генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев, выступая на собрании акционеров, признал, что 120 человек покинули дочернюю компанию "Россия". Всего по оценке BBC Россию покинула пятая часть "линейных" пилотов - т.е.таких, которые могут занять кресло командира судна и кого в первую очередь ждут за рубежом. В Китае квалифицированным пилотам платят от 17 до 25 тысяч долларов в месяц, что примерно в 3-4 раза больше, чем в России.
"Если по итогам 2015-го и начала 2016 годов за границей трудоустроились 50 российских пилотов, то в 2017 году в отрасли говорили уже о 300 командирах воздушных судов и инструкторов, которые за последние 2,5 года нашли работу в Азии", - отмечает gazeta.ru.
"В октябре 2015 года прекратила деятельность "Трансаэро", - описывает ситуацию Илья Варламов. - Часть пилотов авиакомпании, конечно, смогли устроиться в другие компании, но многие летчики остались безработными. Люди были никому не нужны, и работа за границей оказалась для многих единственным шансом прокормить семью".
"И правильно уезжают. То же самое делают торговые моряки. Все эти профессии первыми бегут. Но это и хорошо, рано или поздно это заставит поднять зарплату этим специальностям. А если нет, хрен вам а не гражданский и торговый морской флот. Все убегут", - пишет taxfree.