Вчера в России прошла акция поддержки опального мессенджера "Телеграм": ровно в 19 часов все желающие ему долгой жизни выпустили из своих окон бумажных голубей, символизирующих и этот сервис, и само понятие "свобода". В реальности же ситуация остается сложной, что дает повод аналитикам делать всевозможные предположения. "Новые Известия" собрали только несколько из них.
Аналитик Вадим Жартун искренне недоумевает, почему российские власти так долго терпят непослушный мессенджер:
«Не понимаю, почему в неравной борьбе с Телеграмом государство до сих пор не применило свои мощнейшие и не имеющие аналогов в мире технологии. День — и проблема Телеграм была бы решена самым радикальным образом. Всё давно испытано, обкатано, готово к бою...
Для начала Патриарх должен объявить, что пользоваться Телеграмом грешновато, отслужить молебен о ниспослании Телеграму сбоев и отказов, а заодно благословить Роскомнадзор на борьбу с этим злом.
Сразу после этого православные байкеры-коммунисты могут провести крестный ход и, сделав вокруг храма Христа-спасителя три круга, незамедлительно направиться на своих байках в автопробег на Корсунь. На байках обязательно должны быть колорадские ленточки и хоругви с надписями «Кто поставил Телеграм, тот получит по мордам!»
По пути колонна будет останавливаться в городах, спрашивать у местных школьников, есть ли у них Телеграм, и дружно, толпой, бить тех, кто скажет, что есть. Всё это, разумеется, должно снимать НТВ.
Дерипаске нужно срочно запросить из бюджета миллиард долларов на борьбу с Телеграм: изготовление плакатов, постеров и строительство нового здания для подразделения по борьбе с Телеграм — рядом с космодромом Восточный или в Сколково. Лучше — и там, и там.
Захаровой придётся выступить от МИДа с заявлением, что первым посылать телеграммы с помощью электричества придумал русский дипломат Павел Шиллинг ещё в 1832 году. После пресс-конференции она будет рыдать в туалете оттого, что первый раз в жизни сказала правду.
Алмаз-Антей нужно анонсировать новый зенитно-ракетный комплекс С-666, способный перехватывать и сбивать сообщения Телеграм даже в ближнем космосе.
Росгвардия должна провести обыски в отделениях Почты России по всей стране и изъять все телеграммы. На руководителей отделений завести уголовные дела по экстремистским статьям. Бить шокерами, дубинками, сажать на бутылки, пару человек — повесить в камерах.
ФСБ нужно заявить, что за последние сутки ими в стране было предотвращено 100 случаев использования Телеграм, раскрыта преступная группа Телеграмеров, у них изъяты телефоны, ноутбуки и ящик взрывчатки, все члены группы уже дают признательные показания.
На Поклонной горе необходимо согнать на митинг бюджетников и студентов. Таджики-дворники будут стоять с плакатами «Телеграм — ко всем чертям!», рабочие — бухать и спрашивать у студентов, что такое Телеграм, а студенты — постить фоточки с митинга в свои группы в Телеге.
На следующий день Роскомнадзор может объявлять, что Телеграм полностью побеждён на 147% территории РФ. ВЦИОМ опубликует результаты опроса, согласно которому у 100% опрошенных Телеграм больше не работает, а 86% о нём даже не слышали.
На Первом канале нужно организовать ток-шоу с Малаховым, на котором выступит двоюродная племянница троюродной бабушки подруги дедушки Дурова и призовёт его одуматься и вернуться на Родину. Будут долго говорить о терроризме, импортозамещении и плавно скатятся на обсуждение Украины.
Фабрика троллей Пригожина должна начать тысячами писать в сетях от имени студентов, компьютерных гиков и террористов тупые комментарии, что Телеграм больше не работает: «Превет, я терорист Махмуд, мы хатели всё взарвать, но Телеграм не работает, нипанимаем что делать».
Кроме того, они должны продвигать в соцсеточках и на форумах сразу три идеи: «Телеграм — проект Кремля», «Телеграм — проект Госдепа» и нечто мутное из серии «Не всё так однозначно, задумайтесь».
Официальный представитель министерства обороны покажет фотографии разрушенных дата-центров Телеграм. Журналисты узнают на них сирийские химические объекты, попавшие накануне под удары американских Томагавков. В ответ Минобороны покажет им мультик про почтальона Печкина и нарисует Фигвам.
В Воронеже необходимо отключить электричество, воду, перекрыть канализацию, предупредить население о готовящихся ковровых бомбардировках. Зачем — никто толком не знает, просто традиция такая.
Russia Today должна снять сюжет с американским бомжом, который за пузырь дешёвого виски расскажет, что до блокировок был программистом Телеграм, но теперь потерял работу и оказался на улице. Он же сможет рассказать, что отравление Скрипалей британские спецслужбы координировали именно через Телеграм.
Чтобы отвлечь внимание общественности от Телеграм, придётся временно разблокировать Pornhub и Рутракер, а Яндекс наоборот — заблокировать. Странно, но активные пользователи интернет этого даже не заметят.
Медведеву нужно открыть и тут же закрыть свой телеграм-канал, а в Инстаграме повесить фотографию, на которой он с комично-торжественным лицом удаляет Телеграм из своего iPad’а.
Ну и, наконец, Думе нужно за один день принять в трёх чтениях закон «О недопустимости отрицания блокировки Телеграм», на основании которого Роскомнадзор сможет блокировать бложики, в которых пишут о том, что Телеграм работает не хуже прежнего.
С этого момента за упоминание Вконтакте слов «Сталингулаг» и «Незыгарь» будут сажать, а после упоминания в СМИ слова Телеграм нужно будет писать «запрещённый на территории РФ мессенджер»...».
***
А вот журналист Владимир Демчиков приводит весьма убедительные финансовые аргументы того, что «Телеграм» непобедим:
«И еще про телеграм. Как защищенный мессенджер он был вполне годный - хотя в последние год-полтора те мои знакомые, которые его именно в этом качестве пользовали, по каким-то мне неизвестным причинам перешли в вотсап.
Что касается блокировки - здесь есть один нюанс, связанный с разницей принципов финансирования. РКН осуществляет блокировку либо "на свои" (и выделяет на это какую-то сумму), либо проводит тендер, и там сумма тоже определенная, это ж средства бюджета. А Дуров - как недавно написал мне в каменте Игорь Болдырев, говоривший со специалистом - несет расходы, оплачивая каждый "чужой" заблокированный айпи-адрес (10 долл за штуку). И если он будет готов и дальше нести эти расходы - а сейчас получается, что преодоление блокировки только по этой статье расходов уже стоит ему под 200 млн - то РКН как бюджетная организация всегда будет на шаг позади, даже если ему дадут немеряно денег. Хотя тратить много и перерасходовать они, скорее всего, тоже не могут - это же в будущем наверняка станет прямой претензией к Жарову.
В общем, как бы ни старался РКН, при наличии технической возможности организовать доступ к телеграму в обход блокировки (а она есть, все пока работает) все упирается просто в то, что у богатого парня больше финансовых и всех остальных возможностей, чем у РКН и - в конечном счете - у правительства Российской Федерации. Это не какой-то там Ходорковский, которого забанили, и он сидит и тихо вещает "через Ксению Собчак", дожидаясь, пока физиология возьмет свое, и вождь состарится - это парень, в режиме реального времени показывающий, почему частные деньги расходуются эффективнее государственных...»
***
Косвенно подтверждают правоту журналиста факты, изложенные в сообщении популярного телеграм-канала «Методичка», который изучил государственные закупки, выполненные Госкомнадзором. Результаты превзошли все ожидания! Оказалось, что все крупные тендеры, организованные этим ведомством, выигрывала одна и та же фирма «Е.Софт», у которой нет ни сайта, ни клиентов... Например, неделю назад РКН решил провести информационные семинары для своих сотрудников. 17 с половиной миллионов как с куста.
Все (!) крупные тендеры РКН под 2 млрд рублей выиграла одна и та же фирма – "Е.Софт". Компания без сайта и клиентов, ранее принадлежавшая некоему Стародубцеву В.Д., на которого записано более 40 юрлиц»...»
***
Но самое замечательное во всей этой истории это то, что государственные предприятия, банки и органы власти начали заказывать виртуальные частные сети VPN для защиты интернет-связи. Об интересе государственных структур к VPN-каналам говорят свежие тендеры, размещенные на сайте госзакупок, - сообщает Роскомсвобода.
"Технологиями IP VPN решили воспользоваться Росгвардия, Пенсионный фонд, Русгидро. В этом же списке — Россельхозбанк. За услуги по организации и обслуживанию VPN-каналов белгородский филиал банка готов заплатить почти 10 миллионов рублей.
Наряду с этим на VPN-каналы переходят ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ», управление лесами Ленинградской области, центральные районные больницы в нескольких регионах России. Арендовать VPN намерены муниципальные центры по ГО и ЧС (например, сумма таких тендеров в Омской и Волгоградской областях почти 8 млн рублей).
Петербургский метрополитен начал оснащение VPN-каналами с санатория «Балтийский берег». Контракт стоимостью 246 тысяч рублей заключен с местной компанией «Вест колл СПб». В документации указано, что частная сеть необходима для обмена информацией между объектами метрополитена и увеличения комфорта отдыхающих в части расширения возможностей доступа в сеть Интернет. VPN-защита заказана до 31 марта 2019 года.
Аналогичную закупку почти на 1 млн рублей провело ГУП «ТЭК СПб». Каналы VPN должны оградить связь от несанкционированного доступа. В пресс-службе предприятия уточнили, что частная сеть обеспечит обмен информацией между диспетчерской и центральными тепловыми пунктами и автоматизирует их работу. Срок предоставления услуг – с 1 мая 2018 года по 30 апреля 2021-го.
В получении виртуальных частных сетей заинтересованы также региональные полицейские главки. В частности, ГУ МВД РФ по Ростовской области планирует потратить на такие каналы передачи данных 37 миллионов рублей.
Пока не совсем ясно, идет ли речь о так называемых «корпоративных VPN», или данный интерес госкомпаний продиктован желанием обеспечить устойчивость собственных информационных инфраструктур, которая в последнее время сильно страдает из-за «воинственного перформанса» Роскомнадзора — пытаясь заблокировать мессенджер Telegram для российских пользователей, надзорное ведомство довело до предынфарктного состояния почти весь Рунет. С самого первого дня с начала блокировок была парализована работа ряда онлайн-магазинов, игровых сайтов, касс, прокатных сервисов, и даже банков. Например, сегодня крупный сбой был зафиксирован в работе «Райффайзен-банка». При этом мессенджер до сих пор работает..."