По данным официальной статистики, ежегодно на пожарах выгорала одна двадцать-четвертая часть "деревянной и соломенной России". Иногда целые села сгорали дотла, и бесприютные погорельцы-крестьяне скитались по соседним уцелевшим деревням, питаясь подаянием и умирая от голода и холода с наступлением зимы.
Блогер p-syutkin цитирует Отечественные записки (СПб., 1875 год. № 4. С.305) и другие документы:
"Ужасно подумать – вся Россия выгорала в 24 года, и потом как сказочный феникс, возникала из пепла, т.е. строилась опять по-старому из бревен, хвороста и соломы. И опять в течение 24 лет все, построенное руками русского человека, все, покрытое соломой, камышом, дранью, гонтом и даже жестью – все поедал огонь, как бы для того, чтоб Россия опять строилась, опять истребляла дома, хворост и солому, и опять выгорала. Трудно поверить, что в 24 года огонь пожирал ценность того, что стоило жилье и все постройки всего почти стомиллионного русского народа, - а между тем это подтверждает русская официальная статистика".
(Отечественные записки (СПб., 1875 год. № 4. С.305)
В XVII веке в городах избиравшиеся воеводами городничие для бережения от огня имели под своим начальством отставных дворян и детей боярских, объезжих голов, обязанных днем и ночью объезжать город и смотреть, чтобы в летнее время нигде не топить изб, кузниц и бань. Чтобы обыватели не сидели по вечерам с огнем и чтобы варили пищу и пекли хлеб не в избах, а в особо устроенных поварнях близ реки или на огородах в печах (Воеводские наказы XVII столетия, наказ о градском благочинии 1649 года, наказ московским объезжим 17 апреля 1667 года, статья объезжим головам 1686 года).
Протопопов А.Ф. Погорельцы. 1883
К таким стеснительным для обывателя постановлениям обращались снова и снова и в XVIII веке, хотя уже в этом столетии по образовании в больших городах, по примеру Петербурга и Москвы, полицейских управлений, стали принимать и более действительные предупредительные меры: начали издавать правила для построек, полицейские предписания относительно соблюдения осторожности от огня, ежемесячной чистки труб и пр. С учреждением же строительной полиции при Александре I у нас создаются более точные предупредительные меры, заключающиеся в следующем:
1. Строительный устав имеет в виду обеспечить правильную постройку зданий, как во внутреннем их расположении, так и в соседстве с другими зданиями. В городах больших указывается воздвигать здания только каменные, а деревянные допускаются в виде исключения, с принятием разных предосторожностей. Что касается крыш, то главнейшее предупредительное средство – в покрытии их несгораемыми веществами
2. Пожарный устав предписывает принимать следующие меры от огня: возлагая главную ответственность на домохозяев, закон предписывает им наблюдать, чтобы их дымовые трубы были вычищаемы по крайней мере раз в месяц. Чтобы как трубы, так и печи были осматриваемы по крайней мере каждую четверть года. В казенных же зданиях трубы должны быть вычищаемы еженедельно. На чердаках имелись чаны с водою и при них метлы или швабры…
Сверчков Н.Е. Пожарные в Санкт-Петербурге ночью (1845)...
Как видите, столетиями в стране создавалась служба предупреждения и борьбы с пожарами. При всем российском вековом бардаке и воровстве предполагалось, что уж она-то будет работать более или менее правильно. В том числе и потому, что сами граждане понимают ее важность. Впрочем, за всю историю России и не было момента, когда бы власть смогла убедить большинство населения в том, что воровать – это правильно и полезно для страны".