Топливная компания ТВЭЛ, входящая в госкорпорацию "Росатом", разрабатывает так называемое толерантное ядерное топливо и планирует представить его на рынок до 2020 года, - сообщает глава компании Наталья Никипелова. Как она рассказала "РИА Новости", российские исследования в этой области позволят создать устойчивое к авариям топливо, а наши наработки здесь впереди других стран.
"Заложить в топливо качества, которые будут снижать аварийность, конечно, можно. Обычно на этапе разработки чего-то нового в атомной энергетике, связанного с процессами деления, эту конструкцию, вид топлива или состав отрабатывают на так называемых реакторах нулевой мощности - критсборках. Раньше лучший зал критсборок был в Институте атомной энергии, который сейчас называется Курчатовским институтом.
В здании длиной около 100 метров наши атомщики постоянно проводили какие-то эксперименты, решая широкий спектр задач, начиная от выявления специфики выделения тепла в реакторах и заканчивая разработкой физического состава топлива для АЭС", - объяснил ФБА "Экономика сегодня" директор РЭС-центра Михаил Рылов.
Разработкой новых видов ядерного топлива теперь активно занимаются в ТВЭЛ, порядка 5% выручки которой сегодня идет непосредственно на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как результат работ, уже можно привести в пример топливо "ТВС-Квадрат", которое, по мнению экспертов, способно составить полноценную конкуренцию на рынке США даже их "родному" американскому топливу уже через несколько лет.
Как отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, инженерно-научная школа России до сих пор остается одной из лучших в мире в атомной отрасли. Среди других наработок российских атомщиков последнего времени помимо создания "ТВС-Квадрата" эксперт выделяет реактор на быстрых нейтронах, который в дальнейшем будет использоваться для переработки отработанного топлива, проекты плавучих атомных станций. "Противоаварийное" же ядерное топливо поможет миру преодолеть так называемый "фукусимский синдром" - иррациональный страх перед ядерной энергетикой и отказы целых стран от ее использования.
Наталья Никипелова обращает внимание на работы по снижению себестоимости топлива и увеличению продолжительности его использования:
"Здесь можно провести параллели с новым автомобилем, который может дольше ездить на одной заправке топлива. Так и топливная кампания. Чтобы содержащийся в топливе уран хорошо выгорел в реакторе, его нужно чем-то компенсировать. Для этого всегда использовались так называемые компенсирующие решетки, которые впоследствии потихоньку извлекались. Задача по увеличению продолжительности топливной кампании является для атомщиков постоянной, поэтому здесь речь идет скорее не о физическом, а о технологическом прорыве".