Расплата за убийство. Как Сталин потерял саудовскую нефть

25 марта 2018, 14:55
СССР был первым государством, установившим официальные отношения с властями Саудовской Аравии ещё до момента её провозглашения. В будущей процветающей нефтеносной монархии высоко ценили советских послов, и разрыв отношений произошел после сталинских репрессий в их адрес. А через всего год там нашли нефть...

"Когда недждийский эмир Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд аннексировал Хиджаз и провозгласил себя королем объединенного государства (с 1932 года — Саудовская Аравия), только что прибывший в регион глава советской дипломатической миссии Карим Хакимов оказался в трудном положении, - пишет Фарид Ахметгалин. - Однако он быстро сориентировался в ситуации и в феврале 1926 года аккредитовался при новой ваххабитской власти — так СССР стал первым государством, установившим с саудитами дипломатические отношения.

Наверное, именно поэтому Хакимову (потом арабы дали ему прозвище Красный паша) сразу удалось наладить личные доверительные контакты с королем Аль Саудом. В 1928 году Хакимова на посту советского генконсула сменил туркестанский советско-партийный работник Назир Тюрякулов. Между ними было немало общего: оба родились в Российской империи, где считались инородцами, но при этом получили приличное (в том числе исламское) образование. Оба горячо приняли революцию и советскую власть, оба стали новичками в дипломатической работе, обоим было чуть за тридцать. Но молодость и отсутствие опыта не мешали советским посланникам искусно лавировать в сложных дипломатических играх и нередко побеждать более искушенных западных коллег. Наоборот, на их фоне наши талантливые дилетанты обладали серьезными преимуществами: мусульманским происхождением, знанием арабского языка, местных нравов и обычаев, пониманием нюансов восточной культуры.

В конце мая 1932 года с официальным десятидневным визитом в СССР прибыл 26-летний наследный принц Фейсал ибн Абдул-Азиз Аль Сауд. Он запросил у советского правительства товарный кредит на сумму один миллион фунтов стерлингов сроком на десять лет. Ему вежливо отказали, поскольку саудиты не только не отменили торговые ограничения на советские товары, но и не заплатили по "бензиновой сделке". Еще одним камнем преткновения стало нежелание саудовской стороны подписать договор о дружбе и торговле. Как ни старались Хакимов и Тюрякулов, они не смогли решить эту проблему. Все упиралось в настоятельное требование саудитов разрешить советским паломникам хадж в Мекку в количестве не менее тысячи человек ежегодно. По политическим и идеологическим причинам Москва на это никак не могла согласиться.Динамичное и успешное (хоть и не без сложностей) развитие советско-саудовских отношений внезапно прервалось накануне Второй мировой войны. К сожалению, это случилось целиком и полностью по вине Москвы. В январе 1936 года Тюрякулова неожиданно отозвали в СССР, а на его место вновь назначили Хакимова. Полтора года бывший посланник числился в резерве наркомата иностранных дел, а затем ЦК ВКП(б). В июле 1937 года его арестовали в его собственной квартире в печально известном "доме на набережной" и обвинили в участии в "антисоветской пантюркистской диверсионно-террористической организации, ставившей целью свержение советской власти". Тюрякулову инкриминировали также шпионаж в пользу Турции и ведение пантюркистской агитации. 3 ноября 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла советскому дипломату расстрельный приговор, и в тот же день его привели в исполнение. Похоронили Тюрякулова на подмосковном спецполигоне НКВД "Коммунарка". Днем ранее арестовали его жену Нину Александровну. Она отбывала наказание в Казахстане, в Акмолинском лагере жен изменников Родины (АЛЖИР).

Хакимова вскоре постигла та же участь. После полутора лет работы в Саудовской Аравии в сентябре 1937 года ему внезапно пришло указание немедленно вернуться в СССР. Говорят, что король Аль Сауд уговаривал его остаться, предлагая политическое убежище. Хакимов отказался, хотя прекрасно понимал, что срочный вызов в Москву ничего хорошего не сулит. После возвращения в Советский Союз он был обречен. В конце октября 1937 года, в разгар Большого террора, его арестовали по типичному для того времени обвинению в шпионаже и контрреволюционной деятельности. В январе 1938 года Хакимова расстреляли и похоронили на том же спецполигоне "Коммунарка". Его жену и дочь тоже репрессировали и отправили в АЛЖИР.

До сих пор неясно, зачем Сталин уничтожил Тюрякулова и Хакимова и действительно ли он верил в их предательство. Современный казахстанский дипломат и политик Таир Мансуров, написавший биографию Тюрякулова (он - этническимй казах, - прим.ред.), упоминает, что тот во время пребывания в Саудовской Аравии действительно сблизился с турецкими коллегами и даже хлопотал за них. Известно, что до дипломатической работы Тюрякулов активно участвовал в I Всесоюзном тюркологическом съезде в Баку и занимался разработкой яналифа (нового тюркского алфавита на основе латиницы). Учитывая это, можно предположить, что в обстановке всеобщей шпиономании 1937 года у Сталина появились подозрения в нелояльности советских дипломатов тюркского происхождения. Но, судя по всему, оба посланника стали жертвами банальных доносов сослуживцев.

Король Аль Сауд не был большим гуманистом и либералом, однако его потрясло известие о жестокой и бессмысленной расправе над Тюрякуловым и Хакимовым. Казнь советских дипломатов, с которыми у него установились теплые дружеские отношения, он воспринял как личное оскорбление. Поскольку никаких других посланников из Москвы король больше не желал принимать, в апреле 1938 года советское полпредство в Джидде было ликвидировано, а дипломатические отношения СССР с Саудовской Аравией прерваны (они будут восстановлены лишь в 1990 году, - прим.ред.). В этом же году на территории страны обнаружили колоссальные запасы нефти, концессию на разработку которых король Аль Сауд охотно отдал американцам".

"Сейчас в это трудно поверить, но в то время интересы обеих стран во многом совпадали,- отмечает lenta.ru. - Советскому Союзу было важно прорвать дипломатическую изоляцию со стороны ведущих стран Запада и распространить свое влияние в регионе, а новообразованному королевству требовался противовес агрессивной политике Великобритании, стремящейся установить контроль над всем Ближним Востоком. В 1920-е годы англичане пытались объединить под своей эгидой все арабские страны. Сыновей главного врага Аль Сауда — свергнутого короля Хиджаза Хусейна ибн Али аль-Хашими — они сделали монархами новых государств, созданных на осколках бывшей Османской империи. Так, Фейсал I стал королем Сирии и Ирака, а Абдалла I — эмиром Трансиордании (его потомки до сих пор правят нынешней Иорданией). Неудивительно, что в конце 1920-х годов молодое саудовское государство балансировало на грани военного конфликта с Великобританией".

Решение же изменить свою внешнеполитическую ориентацию на близость с США "предопределило курс Саудовской Аравии на десятилетия вперед, - продолжает lenta.ru. - Королевство стало самым последовательным союзником США на Ближнем Востоке и одновременно наиболее враждебным СССР государством этого региона. После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году саудиты активно поддерживали там боевиков исламской оппозиции. В октябре 1973 года решение короля Фейсала (того самого, которого 41 год назад не удосужился принять Сталин) резко снизить нефтедобычу спровоцировало нефтяной кризис на Западе, а противоположный шаг в сентябре 1985 года больно ударил уже по СССР. Егор Гайдар позже писал: "Дата краха Советского Союза для меня ясна. Это не август 1991 года и не декабрь 1991-го. Это 13 сентября 1985 года, когда министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии... объявил, что Саудовская Аравия радикально меняет свою нефтяную политику, перестает сдерживать добычу и будет стремиться восстановить свою долю на нефтяном рынке… Цены на нефть в реальном исчислении упали примерно в четыре раза. Советский Союз потерял 20 миллиардов долларов доходов от экспорта энергоносителей. Продолжать и дальше импортировать в прежних масштабах то, без чего страна жить не может, оказалось невозможно. Последние годы экономическая история СССР была длинным постскриптумом".

Такова была де-факто "долгая месть" за убийства полюбившихся послов.

"Досадно, аж зло берет", - комментирует Джамалиддин Ниязов.

"С Россией они не разбогатели бы", - считает Фарид Ахметгалин.

#Общество #Новости #Сталин #Нефть #Саудовская Аравия
Подпишитесь