Posted 29 ноября 2017,, 17:05

Published 29 ноября 2017,, 17:05

Modified 7 марта, 17:02

Updated 7 марта, 17:02

Протоиерей Трофимов: Саудовская Аравия делает прорыв в отношениях мусульман с христианами

Протоиерей Трофимов: Саудовская Аравия делает прорыв в отношениях мусульман с христианами

29 ноября 2017, 17:05
Член Высшего совета богословов Саудовской Аравии недавно издал фетву, в соответствии с которой мусульманам разрешается молиться в храмах других монотеистических религий.Это - поистине революционный шаг в отношениях между мусульманами и христианами, считает протоиерей Олег Трофимов.

Автор: доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук протоиерей Олег Трофимов

Чтобы полностью оценить глобальность и революционность данного постановления – фетвы 1 религиозного лидера для Саудовской Аравии (далее СА) и остального мусульманского мира, для начала нужно увидеть, что собою представляет эта страна в религиозном, экономическом и политическом плане.

Это государство абсолютной монархии названо в честь правящей династии Саудитов. Его население превышает 33 миллиона человек. На территории СА находятся две величайшие святыни исламаМекка и Медина. Их значение в исламском мире определено его историей и религиозным учением столпами (аналогом заповедей), которыми предписывается каждому мусульманину обязательно совершить хадж, то есть посетить эти святые места.

Короли СА являются хранителями святынь ислама. Поэтому влияние СА, как и политики правящей династии, на весь мусульманский особенно арабский, мир трудно переоценить.

Официальной религией СА, в соответствии с мазхаб (школой шариатского права), является суннитское направление ислама - Салафия. Салафиты ориентированы на веру ранней мусульманской общины и отвергают все позднейшие нововведения, такие как бида: салафиты запрещают паломничество к могилам святых, считая его поклонением мёртвым; традицию отмечать день рождения пророка Мухаммеда рассматривают как нежелательную и порицаемую. Взывание к пророку Мухаммеду, другим пророкам и праведникам ислама является для них одним из проявлений ширка (многобожия).

Известно, что в 1998 году саудовские власти, в рамках проводимой кампании по уничтожению идолов, распорядились сровнять с землёй и залить бензином могилу матери пророка Мухаммеда Амины бинт Вахб (так как она была неверующей), что привело к волне протестов и резкому осуждению этих действий мусульманами во всём мире. Поэтому салафиты находятся в состоянии конфронтации с суфитами Северного Кавказа и с другими школами ислама во всем мире.

В стране действует религиозная шариатская полиция. Гвардия патрулирует улицы, общественные заведения с целью пресечения попыток нарушения канонов ислама. Виновный в нарушении несёт наказание от штрафа до отсечения головы. Причём шариатская полиция имеет право наказать смертью за содеянный грех прямо на месте преступления.

Уголовное право основано на шариате. Законом запрещены устные или письменные обсуждения существующего политического строя. Запрещены употребление и оборот алкоголя, свинины и наркотиков, а также азартные игры. За воровство полагается отсечение кисти. Внебрачные половые отношения караются по-разному,от наказания плетьми до смертной казни. За гомосексуализм полагается смертная казнь. Убийство, богохульство и «колдовство» (предсказание будущего, гадание, наведение порчи, любовный приворот и подобное) тоже караются смертной казнью.При проведении следствия широко применяются пытки; суды доверяют «признательным показаниям», даже если они и были получены под пытками или давлением.

Власти Саудовской Аравии разрешают людям иного вероисповедания въезжать в страну, но отправление религиозного культа им запрещено. Для въезжающих в СА иностранцев-немусульман существует запрет на посещение священных городов Мекки и Медины. Для определения религиозной принадлежности в саудовской визе содержится графа о вероисповедании, что позволяет религиозной полиции не впускать «неверных» в священные города.

Саудовские женщины ограничены во многих правах. Они не могут покидать страну без согласия своих мужей или родителей. В 2012 году стал известным случайпредъявления обвинения судом СА двум мужчинам ливанскому христианину исаудиту, за то, что они убеждали женщину перейти в христианство и бежать из Саудовской Аравии. Суд приговорил мужчину-христианина к шести годам тюрьмы и трехстам ударам плетью, а саудита к двум годам тюрьмы и двумстам ударам плетью.

Жизнь исламских государств основана на религиозной идеологии, которая также имеет разные направления. Религиозно-государственной идеологией в СА является ваххабизм – радикальное религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся еще в XVIII веке. ДАИШ (ИГИЛ – запрещенная в РФ организация) – это детище СА, в основе которого лежит салафизм и политико-религиозная идеология ваххабизма, поэтому уничтожение даже исламских святынь для них священно.

СА осуществляет финансовую поддержку почти всех конфликтов в исламском мире. Так, во время чеченской войны в главных мечетях страны стояли ящики для сбора средств на эту войну, а «проповедники» призывали к джихаду против России.

10-15 % мусульман в Саудовской Аравии составляют шииты разного толка, с которыми у суннитов с давних пор существуют трения. В стране проживают также представители других религийхристиане, индуисты, буддисты, сикхи, бахаи. Численность христиан примерно равна 1,2 млн человек, но в стране официально запрещено строительство христианских храмов.

Саудитов-христиан официально не существует, исключение составляют приезжие иностранцы-христиане, при этом условием предоставления гражданства Саудовской Аравии является исповедание ислама. Тем не менее, по оценкамнекоторых источников (достоверность которых, однако, остается под вопросом), например, Всемирной христианской базы данных, 13 тысяч мусульман из СА, указывающих, что они одеваются в соответствии с исламом, тайно практикуют христианские обряды.

Во внешней политике, в частности, в спорах по поводу зон влияния на паству, а также за территорию и бизнес-интересы, конкурентами арабских организаций во главе с СА являются турецкие и пакистанские организации. А полем борьбы весь земной шар, в том числе Россия и страны СНГ.

(Наследный принц Муха́ммед ибн Салма́н Аль Сау́д)

Хочется сказать, что правящая династия Саудитов это довольно многочисленная и очень богатая высшая каста, где существуют свои правила наследования престола. Престол наследует следующий по старшинству брат короля.

У принцев имеются свои частные армии, и в настоящее время в семье развернулась небывалая схватка «игра престолов» за трон. Участие СА в войне в соседнем Йемене также связано с этой борьбой за престол.

Наследный принц и фактический правитель при своем престарелом отце, короле Салмане, Мохаммед ибн Салман настроен весьма реформаторски в отношении старых устоев, что вызывает у правящей семейной династии, мягко говоря, недоумение.

Принц бросил вызов салафитам-фундаменталистам в СА. В конце октября он призвал к более «умеренному» исламу в своей стране, по сути, разорвав старый союз идеологии имамов-ваххабитов и прежней правящей династии.

Недавний арест одиннадцати принцев и четырех министров повысил цены на нефть, за что Россия может сказать большое спасибо. Принц Мохаммед ибн Салман является в стране главой Антикоррупционного комитета, и, по официальной версии, они были арестованы по причине коррупции. Без всяких стеснений у принцев было конфисковано 33 миллиарда долларов и расматривается вопрос о конфискации активов еще на 800 миллиардов долларов.

Зададим себе вопрос: случайно ли появление фетвы (правового исламского указа) от члена Высшего совета богословов королевства Саудовской Аравии Абдалла бин Сулейман аль-Манеа?

Согласно фетве, мусульмане-сунниты могут молиться в шиитских и суфийских мечетях, христианских церквях и синагогах. При этом аль-Манеа заявил, что ислам является религией мирного сосуществования, а не насилия.

лена Высшего совета богословов королевства Саудовской Аравии Абдалла бин Сулейман аль-Манеа)

Появление такого смелого заявления в стране салафитов, поверьте, это подвиг! Это риск быть убитым, по истолкованию, за измену и предательство веры. И понятно, что такое решение не могло быть принято без инициативы наследного принца и защиты с его стороны. Хотя для многих других стран, где совместно проживают мусульмане с христианами и представителям других религий и где сложились добрососедские религиозные отношения, эта фетва не является новостью такая практика существует давно, но для Саудовской Аравии это решение воистину революционное.

Кроме того, в своей борьбе с фундаменталистскими силами ибн Салман ограничилв СА власть религиозных лидеров салафитов. Значительно ограничена и деятельность шариатской полиции, она теперь не имеет права задерживать, тем более казнить нарушителей. Согласно новым правилам ее обязанности – «поощрение добродетели и запрет пороков, предлагая это любезно и нежно».

Принц Мохаммед ибн Салман также де-факто снял запрет на вождение автомобилей женщинами и либерализовал другие запретные обычаи.

Общественная жизнь в СА полностью религиозна, согласно законам шариата, и повлиять на такое решения молодого принца мог тот же весьма известный и влиятельный в исламском мире богослов Абдалла бин Сулейман аль-Манеа, о которм мы упоминали выше. Он известен тем, что еще 10 лет назад издал фетву, рзрешающую заходить в христианские церкви, чтобы осмотреться и получить больше информации о местах богослужения, тем самым фактически признавая сакральность действий и само религиозное культовое здание другой религии.

Как повлияет данная фетва на дальнейшую историю мира?

Однозначно, мир будет другим. Да, не сразу. В первую очередь, это нужно самой Саудовской Аравии. И, какая бы ни была подоплека появления данной фетвы, хотя бы даже и в контексте борьбы молодого принца за престол в Стране двух святынь, ее влияние на исламский мир трудно переоценить. Она дает повод и возможность примирения в разобщенном исламском мире между шиитами, суннитами и суфитами. Это фетва богословски обезоруживает мотивацию к радикализму, другими словами, выносит оуждающий ему приговор.

Возможно, мусульмане будут заходить в христианские храмы чаще, для ознакомления и без чувства фанатического антагонистического отрицания, с благоговением и уважением к святыне, как к Дому Божьему. А к христианам, когда они станут заходить для ознакомления в мечети, будет почтительное отношение со стороны мусульман без предрассудков. И там, где уже давно установились добрососедские дружественные отношения между мусульманами и христианами, эта фетва еще раз подтвердит, что они на верном и правильном пути.

Я не идеалист и не романтик, и прекрасно понимаю, что так будет не сразу, тем более там, где есть зоны религиозных конфликтов. Нужно еще много времени и неустанных поступков и проповеди мира, чтобы что-то изменилось, но доброе начало положено.

Саудитам следует уже не только говорить о религиозном мире, но и показать стремление к нему своими действиями, хотя бы прекратить финансирование террористических организаций и ликвидировать их. А насколько их слова будут ли отличаться от дела, мы скоро увидим.

А для нас граждан России, это еще один повод задуматься о ценности великого Божьего дара – мира!

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Автор статьи священник Олег Трофимов, из-за религиозных преследований в Украине лишен имущества, жилья, проживя в России нуждается в нашей помощи, просим помочь. Карта Сбербанка России: 5336 6900 3926 2896. Яндекс кошелек: 410014004754153

"