Эту историю ещё десять лет назад можно было бы назвать невероятной, однако сегодня она воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Популярная писательница Лора Белоиван опубликовала на своей страничке в ФБ забавное эссе о том, как Господь сотворил сову (его можно прочесть на этом сайте)
Придраться в этом тексте к чему-либо взрослому человеку можно лишь обладая каким-то уж совсем невероятным слабоумием, или – что страшнее – тяжелым психическим заболеванием. Эссе православной верующей Лоры Белоиван кажется (да и на деле таким является) с точки зрения «оскорбления чувств верующих» детским лепетом по сравнению, допустим, с «Гаврилиадой» глубоко православного верующего Пушкина, которая стоит в свободном доступе в любой библиотеке страны.
Однако очень скоро автору пришлось свое произведение со странички убрать:
«Впервые за 18 лет осознанной интернет-зависимости (22 вместе с неосознанной) удалила свой пост, который не был ни техническим, ни временным - обычный такой пост, написанный под сигу и кофе, чисто от избытка жизненного кайфа. Это тот самый текст про божественное происхождение совы, который вы перепостили почти 700 раз. Удалила я его, потому что в стране у нас происходят странные вещи: люди, считающие и называющие себя православными христианами, всё чаще ощущают себя оскорбленными в своих религиозных чувствах, в том числе художественными текстами, и объявляют войну их авторам. Не я первая. Тот скрин с угрозами, который я здесь вывешивала пару недель назад, был началом истории; вчера последовало продолжение.
Мне написал священник - на скринах я заблюрила его фотографию и закалякала имя, это довольно известный в РПЦ человек - который настоятельно рекомендовал мне убрать текст. Прочитайте нашу недлинную переписку. Сегодня я узнала от своих православных друзей, близких к Московской Патриархии, что против меня организована целая кампания: жалобы и заявления (их много) лежат в Роскомнадзоре, прокуратуре, полиции и еще невесть где.
Что я хочу сказать. Во-первых, в тексте, который вы читали, нет и намека на оскорбление чьих бы то ни было чувств, кроме, возможно, чувств совы - но она-то как раз ко мне никаких претензий не имеет. Во-вторых, оскорбление религиозных чувств - философский и логический оксюморон, но не нами (увы) те законы писаны - зато отвечать по ним - увы - нам. В-третьих, никакого отношения к православному христианству воинственная позиция оскорбленных граждан не имеет. Я вообще не думаю, что речь идет о вере. Но - и в четвертых - мне очень жаль, что вся эта злая возня происходит таким образом, что страдает репутация конфессии, к которой я отношусь. Я очень устала говорить, что православные - это не те, которые громят выставки, срывают спектакли и пишут в прокуратуры на авторов текстов в интернете. Устала, но буду, потому что это правда: цензура, склоки, тщеславие и злоба не имеет никакого отношения к православию. Оно совсем другое вообще-то. И про другое.
ПС. Друзья говорят: слушай, а не ущемленные ли (в своих лучших денежных чувствах) дельфинарщики продолжают на тебя науськивать силы разнообразного генеза? Отвечаю тут: не думаю, хотя 100% уверенности нет.
ППС. Понятия не имею, удовлетворятся ли силы фактом удаления поста. Ну, год исправительных работ по этой статье, я смотрела.»
За писательницу Лору Белоиван тут же вступились ее читатели, а следом либеральная сетевая общественность и просто нормальные люди.
Вот что написала в ее защиту писатель Катя Пицык:
«Текст про сову был крутой. Теперь он удален. А без него мир стал беднее. Мои слова - не пафос, они без придыхания, их надо понимать буквально - просто факт: без текста про сову мир стал беднее.
На текст про сову настучали люди, не способные распознать смысловой прием, жанр, троп, проставить кавычки, не представляющие традиции антропоморфирования Бога, прожившие свою жизнь странным образом - не потрудившись узнать хоть что-нибудь о поэтических особенностях художественного слова, люди с невероятным, непостижимо узким углом зрения на вербальное - с углом в три градуса, с недоразвитым, ленивым и похотливым умом, настроенным лишь ублажать себя мнимым превосходством над чужим контентом, над чужим талантом, над чужой жизнью и чувством.
Эти люди, прямо сейчас - в этом году этого века - пытаются выдавить Бога из целого ряда жанров, то есть - в перспективе - из литературы вообще. В светском государстве. Пытаются кастрировать литературу. Вернее, искусство. Самонедостаточные, живущие исключительно чужими победами и чужими ошибками, зависимые, как наркоманы, от желания судить кого угодно, кроме самих себя. Не умеющие любить. Маниакально, в приступе слюноотделения пытающиеся восполнить отсутствие любви ненавистью ко всему тому, что этой несуществующей любви якобы угрожает...»
Была даже составлена петиция «Руки прочь от Лоры!»
В дело пришлось вмешаться самому председателю Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимиру Легойде:
«Дорогие друзья! Я не знаком с Лора Белоиван (Lora Beloivan) и до вчерашнего дня ничего о ней не знал. Сегодня от уважаемых мною людей услышал, что она много помогает животным. И это, безусловно здорово и вызывает уважение.
Что касается текста про сову, мне он не понравился. Он бойкий, "прикольный"... Я понимаю, что это метафора, что это не про Бога, а про сову. Что Бог здесь был нужен как образ, но... Есть вещи, которые в стёбе "дурно пахнут". Мне кажется, так и здесь.
Скажем, мог бы я, не будучи мусульманином, написать такой тест, где упоминался бы "Аллах"? или Иегова, не будь я иудеем? Не стал бы. Зачем, пусть невольно и без желания, вызывать у людей неприятные чувства? Тем более, я не написал бы такого текста, если бы я был мусульманином или иудеем. (Я вам больше скажу, я бы не вложил таких слов и в уста своего папы. Просто потому, что ни разу не слышал от него ругани, хотя знаю, что бывало, конечно...) Теперь главное: мои христианские чувства не оскорблены этим текстом. Говорят, автор христианка. Значит, так она видит. Увы.
Мы все разные (что само по себе хорошо). И тут еще одно главное: кто-то сочтет себя обиженным. И, возможно, отправит (или уже отправил) этот текст в правоохранительные органы. Об этом, насколько я понимаю, и пытался предупредить автора батюшка, которые написал личное письмо, ставшее потом общим достоянием. Я очень надеюсь, что этого (передачи текста в органы) не произойдет.
Дорогие друзья! Давайте попробуем все успокоиться, посмотреть друг на друга с любовью. Все на всех. Пишущие на автора, а автор на пишущих. Без условий. Ведь когда Господь творил человека Словом, Он использовал совсем другую лексику. Правда.»
На что автор отреагировала так:
«Ну вот. Белоиван паршивая христианка, написала паршивый текст, но оскорбления чувств верующих в нём нету. Ну и слава Богу.
ПС. Упс. Так. Очень прошу никому не хамить в комментах у Легойды. Давайте не уподобляться кликушкам, которые всю кашу заварили, там тоже интонации были мамадорогая...»
Кажется, инцидент исчерпан. Но это только кажется, потому что безумие, в которое впала Россия способно принимать самые неожиданные формы. Так что расслабляться нельзя никому ни на мгновение. Не у каждого найдется такая защита, как у популярного писателя.