Posted 7 января 2018, 07:59
Published 7 января 2018, 07:59
Modified 7 марта, 17:05
Updated 7 марта, 17:05
Хотя для православных верующих смена календарного года никакого значения не имеет, это хороший повод подвести церковные итоги прошлого года, что и сделал онлайн-журнал «Стол».
Вот что особенно волновало православную общественность в минувшем году.
100-летие Великого московского собора
В прошлом году русская церковь вспоминала важнейшее церковное событие: открытие Великого Московского собора 1917–1918 годов, которое происходило на фоне важнейшего светского – Октябрьского переворота 1917 года. Дело в том, что на том Соборе был впервые с петровских времен выбран патриарх. Недаром сам собор продолжался более года!
По мнению издания, в современной России такой форум провести невозможно, хотя Патриарх Кирилл и объявил великим явлением соборности последний Архиерейский собор, на котором были почти все патриархи поместных церквей и собственных 327 епископов РПЦ. Но это явление не соборности, а «архиерейности» церкви, ее крайнего клерикализма. «Современные епископы не умеют пока жить среди церковного народа, а не над ним, и похоже, не нуждаются в том, чтобы советоваться на любом, тем более на высоком уровне ни со священниками, ни, тем паче, с мирянами. Важное восстановление соборности видится, например, в том, чтобы изнутри православного народа свободным и ответственным избранием выявлялись епископы и пастыри. Но об этом пока речи нет…»
Святые с Запада
В марте прошлого года на заседании Синода было принято решение о почитании пятнадцати прославленных на Западе святых, которые свои духовные подвиги совершали до 1054 года, т.е. до великого разделения церквей на восточную и западную, условно на православие и католицизм.
В топ-15 попали многие Лионские мученики, прославленные твёрдостью своей веры и мужеством принятия смерти за Христа во время жестоких гонений в Лионе в конце II века, преподобная Женевьева, не раз спасавшая Париж от опустошения франками, святой Патрик, обративший в христианство друидов Ирландии, перекроив родовой уклад местного общества на церковный лад и многие другие. Неслучайно, что это важнейшее событие произошло вскоре после знаковой встречи Папы Римского и патриарха Кирилла.
Храм Новомучеников
В Москве открылся новый грандиозный Храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке, способный вместить сразу 8 тысяч человек. Храм Новомучеников был построен в рекордные сроки: в 2012 году власти объявили конкурс на проект эскиза храма, а уже через пять лет патриарх Кирилл освятил храм Новомучеников в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре.
Как утверждают архитекторы, место для храма выбрано неслучайно – когда-то здесь находилась чекистская тюрьма, где в первые годы советской власти казнили «контрреволюционный элемент». При этом, как заметили некоторые из ещё живущих среди нас сидельцев за веру, тех, что ещё застали репрессии на церковь в СССР, их на открытие этого храма не позвали.
Страсти по Матильде…
Министерство культуры и кинорежиссер Алексей Учитель решили отметить 100-летие Русской революции выходом в свет фильма, посвященного добрачной интрижке последнего русского государя Николая Романова с балериной Матильдой Кшесинской. Любовная мелодрама неожиданно ударила по потаенному болевому центру российского общества. Еще до выхода фильма в прокат на кинокартину вдруг ополчилась депутат Госдумы Наталья Поклонская, следом за ней к диспуту подключилась целая армия маргинальных религиозных и общественных организаций – например, «Христианское государство», адепты которой пригрозили поджигать каждый кинотеатр, который осмелится показывать фильм. Изумленные всей этой сумятицей обыватели вдруг узнали о существовании целого религиозно-политического течения «царебожников», весьма распространенного в российской провинции. Сторонники этого течения убеждены в ритуальной казни царя Николая II и в необходимости всенародного покаяния за это. Причем, как оказалось, «царебожники» крайне нетерпимо относятся к любым намекам на то, что в жизни Николай Александрович Романов был в общем-то обычным человеком, которому были не чужды маленькие человеческие грешки и слабости. Поэтому даже намек на то, что будущий государь мог предаваться постельным утехам с балериной, воспринимается ими как величайшее кощунство. Кстати, режиссер Учитель оказался не единственным кощунником – так, один из священников, посмевший заметить, что Николай Романов был не только заядлым курильщиком, но и приучил к курению своих дочерей, подвергся в сети яростной травле.
Так или иначе, но дружными усилиями «царебожников» фильму «Матильда» был обеспечена самая невероятная рекламная раскрутка – о выходе этого фильма в свет были осведомлены даже люди, кто вообще не интересуется кино. Тем не менее, фильм так и не смог окупиться: при официальном бюджете в 814 миллионов рублей «Матильда» смогла собрать в прокате всего 510 миллионов.
… и по Исаакию
В самом начале прошлого года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что храм (или музей?) будет передан в безвозмездное пользование церкви. Те, кто следил за процессом и знал о сложных отношениях директора музея Николая Бурова с митр. Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием, были в курсе, что борьба за Исаакий велась уже несколько лет. Реакция музейного сообщества и либеральных горожан была быстрой и резкой. В конце января на Марсово поле в защиту музея от церкви вышло 5000 человек. В феврале заксобрание Санкт-Петербурга было окружено кольцом активистов, а ровно через неделю митрополия в поддержку передачи храма вышла на улицу с крестным ходом, насчитывающим до 8000 участников. Волейбол с собором продолжался целый год, но сейчас накануне выборов власти решили заморозить этот вопрос. Несмотря на массовые протесты, результаты опроса горожан и резонанс в прессе, власть видит дело решённым, но в неизвестные сроки. А всю мифологию, которая разрослась вокруг собора, теперь каждый будет использовать по-своему.
Важно заметить, что патриарх Кирилл придавал особый символический смысл этому действию. «Передача Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в год столетия революционных событий призвана стать символом примирения нашего народа», – говорил он.
Церковный брак: ничего нового
Вопросы брака всегда были одним из краеугольных камней всех межконфессиональных и внутрицерковных споров. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 29 ноября – 2 декабря 2017 года в Москве, было наконец дано четкое определение, какие именно брачные связи признает и одобряет церковь. В документе «О канонических аспектах церковного брака» говорится: «Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины (Быт 2:18–24; Мф 19:6). По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. <…> Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:23-25, 31).
Также в документе содержатся и существенные ограничения для совершения венчаний: «Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества предшествующих браков одним из желающих венчаться или при наличии между лицами, желающими венчаться, недопустимых степеней родства). Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной».
Несостоявшееся покаяние патриарха Филарета
Архиерейский собор РПЦ принес сенсацию и в свете российско-украинских отношений: на соборе было зачитано покаянное письмо бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко), объявившего себя главой самозваного «Киевского патриархата».
Как выяснилось, письмо Филарета доставили в Москву трое архиепископов УПЦ КП еще за месяц до открытия собора, но патриарх Кирилл не стал играть в тайную дипломатию и обнародовал послание в присутствии всех архиепископов Русской православной церкви. Из текста следовало, что бывший митрополит просит о восстановлении евхаристического и молитвенного общения и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами». Письмо завершается словами: «Прошу прощения во всём, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем».
В итоге письмо Денисенко, получившее весьма сдержанную реакцию в Москве, вызвало настоящую бурю в Киеве – так, пресс-секретарь раскольничьего «патриархата» даже попытался опровергнуть сам факт наличия покаянного письма, а некоторые священнослужители УПЦ КП требовали свержения «продавшегося москалям» лже-патриарха. В итоге Филарет был вынужден отыграть назад – дескать, его письмо было лишь уловкой, призванной склонить Московский патриархат к сотрудничеству в вопросе обмена пленными. Так или иначе, но истинные причины поступка Денисенко так и остались невыясненными – то ли подействовали молитвы об умиротворении Украины, то ли Денисенко всерьез задумался о грядущем Страшном суде. Понятно лишь одно: украинские «пастыри» более никак не управляют своей агрессивной и вышедшей из-под контроля «паствой», и остается лишь ждать, пока эта стихийная анархия не перегорит сама собой.
Ребро Николая Чудотворца
Очередь к мощам Николая Угодника, впервые привезенным для поклонения из Италии в Россию, стала резонансным, хотя и ожидаемым событием. Импортные святыни всегда вызывали ажиотаж. При этом мало кого интересовало, что частицы тех же мощей (как утверждается) есть в 25 храмах и монастырях Москвы и Московской области.
Из Италии святого привезли также не целиком, а только одно левое ребро, которое изначально планировалось выставить для поклонения на 50 дней, а затем вернуть в итальянский город Бари. Но когда очередь из паломников растянулась на несколько километров – сначала в Москве, а затем в Питере, – время пребывания святыни в России решили продлить. В итоге ребро Чудотворца пробыло у нас с 22 мая по 28 июля.
Символично, что очередь к мощам отразила всю социальную структуру российского общества: кроме общей «народной» очереди, была еще так называемая «социальная», покороче, для инвалидов и женщин с детьми. «Вип-пропуск» к мощам был, разумеется, у президента (о чем говорилось открыто) и у других «випов», для которых не существует очередей и закрытых дверей. Впрочем, о последних на этот раз слышно было мало: скандал 2011 года с вип-подходом к поясу Богородицы был еще слишком свеж в памяти народной. Гигантская очередь стянула к себе также волонтеров-дежурных из местных приходов и отряды полиции, которые охраняли паломников и отлавливали желающих пробиться без очереди или выдать себя за льготника.
Храмовые покемоны
В августе 2016 года на youtube-канале Руслана Гофиулловича Сайбабталова (он же Соколовский) появилось видео, в котором блогер играл в Pokemon Go внутри одного из соборов Екатеринбурга. Через некоторое время популярность этого ролика выплеснулась в эфир федеральных каналов, а на Соколовского завели уголовное дело по статье 148 Уголовного кодекса РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Суд над ним продолжался с марта по май 2017 года. Несмотря на волну критики этого процесса и заступничество многих общественных деятелей, Соколовского признали виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств и приговорил его к 3,5 годам лишения свободы условно с тремя годами испытательного срока. После приговор смягчили, убрав статью про спецсредства (речь шла о хранении и незаконном обороте ручки со встроенной камерой). Руслан Соколовский после приговора смягчился в своих высказываниях и признал себя идиотом. Судебная практика обогатилась новым прецедентом в русле закона о защите чувств верующих. А церковь вновь понесла мощный репутационный урон.