"Киев приступил к аресту активов "Газпрома" на территории страны, - пишет kariatidadn. - Причина - несоблюдение российским концерном вердикта Стокгольмского арбитража по транзитному спору с "Нафтогазом". Об этом сообщается на сайте правительства Украины. "По этому делу началось описание и арест активов, принадлежащих "Газпрому" на Украине", - говорится в сообщении. В нем уточняется, что производство ведет департамент государственной исполнительной службы украинского Минюста.
Вот как выглядит перечень арестованных активов:
- имущество компаний "Газпром сбыт Украина" и "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины";
- ценные бумаги ОАО "Институт ЮЖНИИГИПРОГАЗ" и АО "Газтранзит", которые будут проданы на открытых аукционах; сейчас их стоимость оценивает "Украинская экспертная группа" - по ее данным, стоимость акций АО "Газтранзит" составляет 630,7 млн. грн (1,3 млрд. рублей).
В тот же день премьер Украины Владимир Гройсман поручил Министерству юстиции страны и руководству "Нафтогаза" скоординировать действия для ареста активов "Газпрома" по всему миру в случае невыполнения российской компанией постановления Стокгольмского арбитража. Об этом Гройсман написал в Facebook. Он подчеркнул, что позиция Киева в ситуации с "Газпромом" должна быть "жесткой и последовательной". "Мы должны объединить все наши усилия, чтобы заставить "Газпром" выполнить свои обязанности", - отметил он.
Ранее стало известно, что "Нафтогаз Украины", уже отсудивший в Стокгольмском арбитраже по двум искам к "Газпрому" $ 2,56 млрд., намерен взыскать с российской компании еще $ 20 млрд. Эта претензия, заявил коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко, связана с якобы заниженным "приблизительно в два раза" тарифом на транзит российского газа в Европу по украинской территории в 2009-2017 годах. "Мы попытаемся это доказать", - сказал топ-менеджер.
Напомним: решение Стокгольма вызвало резкую реакцию "Газпрома". Концерн отказался начать с марта поставки газа на Украину, сославшись на отсутствие допсоглашения к контракту, а затем заявил о намерении расторгнуть контракты с "Нафтогазом". 5 марта "Газпром" направил "Нафтогазу" официальное уведомление о начале процедуры расторжения контрактов на поставку и транзит газа через Стокгольмский арбитраж.
"Газпром" принимает, естественно, правильное решение о том, чтобы начать процедуру расторжения этих контрактов", — заявил в эфире телеканала "Россия 24" министр энергетики Александр Новак. Он также отметил, что необходимо ускорить реализацию проектов по развитию альтернативных газопроводов — "Турецкого потока" и "Северного потока-2".
Насколько болезненна для "Газпрома" потеря украинских активов, удастся ли Киеву прибрать к рукам имущество концерна в других странах? - Не думаю, что на Украине у "Газпрома" имеются существенные активы, - отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. - Что до акций АО "Газтранзит" стоимостью 1,3 млрд. рублей - это небольшая потеря в масштабе российского концерна. Особенно на фоне претензий в миллиарды долларов. Другое дело, что действия Киева явно не на пользу диалогу, который намечают "Газпром" и "Нафтогаз"...
- Если дело идет к переговорам, зачем "Нафтогаз" усиливает конфронтацию? Украинская компания пытается упрочить свои переговорные позиции. Накопление претензий, в рамках этой логики, может иметь психологическое влияние. До ареста активов "Газпрома" за рубежом дело, скорее всего, не дойдет, как и до новых неустоек якобы из-за заниженного тарифа на транзит. Но сами по себе подобные угрозы, в совокупности, позволяют добиваться уступок в момент, когда заключается новая сделка. Большое число претензий к "Газпрому" позволяет Украине надеяться на получение максимальных компенсаций в ходе переговоров".
"Я отношусь к этому очень серьёзно, - сказал президент Украины Пётр Порошенко. - Мы находимся в судебном процессе, и речь идёт не только о $4,6 млрд для Украины. Речь идёт о том, может ли Россия вообще считаться надёжным поставщиком энергии, если она не уважает закон. Она не уважала международное право во время незаконной аннексии Крыма, во время агрессии на востоке моей страны, во время террористического нападения на рейс MH17, — заявил Порошенко, комментируя решение Стокгольмского арбитража, который уже обязал "Газпром" выплатить "Нафтогазу" $4,63 млрд за недопроставку газа по транзитному договору. По его словам, Украина возбудила ещё несколько судебных процессов против РФ, и "если Россия не уважает закон и не уважает решения суда", она "будет полностью уничтожена".
"Решение стокгольмского арбитража само по себе было ожидаемым и катастрофических рисков для Газпрома не несет, - пишет storm100. - Опасность скорее в другом: несогласие Газпрома с решением арбитража может спровоцировать новую газовую войну: возможный арест активов украинскими властями наверняка вызовет ограничения поставок газа. Европа может столкнуться с дефицитом газа.
Конфликты такого рода уже случались и ранее. Последний, и самый разрушительный, был в 2009 г. Именно газовый конфликт 2009 г стал водоразделом в отношениях РФ - ЕС. После того, как замерзла треть Европы, отношение европейцев к РФ заметно охладели. Европа стала всерьез рассматривать возможности привлечения альтернативных поставщиков.
Тогда рациональным выбором был бы иск в Стокгольмский арбитраж. Но вместо этого был перекрыт газ. Однако, в те времена на было профицита газа в США. Сейчас же он есть (привет нам от т.н. сланцевого газа!). Пока производительность заводов СПГ в США и Австралии — мала, и заменить поставки Газпрома они не могут. Но это только пока.Любой дефицит газа в случае ограничения поставок (а это очень и очень вероятно!) подтолкнет все проекты по строительству заводов СПГ. И чем серьезнее будет дефицит — тем энергичнее пойдет строительство. А строить американцы умеют.Но опасность не только в угрозе потери газового рынка, она гораздо серьезнее. От настоящих (по иранскому образцу!) санкций Россию защищает именно треть газового рынка Европы. Пока у российского газа нет альтернативы — опасаться жестких санкций нет оснований. Но как только эта альтернатива появится - эмбарго на российскую нефть и газ станет реальностью.
Даже если предположить, что Китай не поддержит эмбарго (хотя — кто знает…) - это означает потерю около трети доходов федерального бюджета. Социальные последствия такого дефицита трудно даже представить (вспоминается 1991 год !) но одно вне сомнения: до этого лучше не доводить. Именно поэтому крайне желательно разрешить конфликт с "Нафтогазом" без перекрытия газового крана. Статус надежного поставщика (и без того подмоченный в 2009 г) стоит гораздо больше, чем выплаты по решению стокгольмского арбитража".
"Проигрыш в арбитраже "Нафтогазу" был ожидаем, - пишет телеграм-канал Незыгарь.
1. завышенные гонорары наемных многочисленных юристов, за что Миллер получил от Президента нагоняй.
2. политизированность суда с учётом многолетней газовой войны.
3. обострение торговой войны между США и ЕС (чёрная металлургия,цветная металлургия-энергоёмкое производство).
4. сильная позиция Нафтогаза с учётом коррупционной составляющей контракта (вспомним срок Тимошенко и отсутствие реабилитации).
5. давление на арбитраж через "силовых" юристов (в званиях офицеров спецслужб).
6. попытки третьих лиц привлечь лоббистов в пользу Газпрома, которые успеха не дали.
7. "европеизация" топ менеджмента Газпрома и членов их семей , наличие частных евро активов у газовых менеджеров из России.
Все это в целом сформировало тот базис,на который,как на матрицу легло это решение. Дальнейший сюжет ещё более непредсказуем:
1. аппаратная война внутри РФ за место Миллера в Газпроме.
2. призыв новых юристов на апелляцию (тоже дорогие, но оправданно).
3. потребность в представителе Газпрома, лояльного западной элите (такого нет и скорее всего договариваться придется Новаку).
4. Поствыборный период.
5. Майские перестановки. Брюссель попробует договариться с Москвой напрямую,без посредников, быстро и на среднесрочную перспективу. Тут-то и подоспел Волкер с дезактивацией народных республик и Джавелины, как острый аргумент под ребро".
Впрочем, "только после рассмотрения апелляций и кассации решение Арбитражного суда может считаться окончательным, - напоминает Борис Рожин. - Согласно Закону Швеции об Арбитраже, апелляция возможна (возможно обжалование даже выше - в Верховном суде, если решение по данному делу имеет значение для правоприменительной практики - как раз наш вариант).
На какие пункты будут упирать юристы российской компании? Уверен, это будет ст. 33 п. 2 Закона, о чем и заявляли уже представители Газпрома. По их мнению, разновекторные решения судей по делам вносят дисбаланс в отношения с оппонентом, что нарушает принципы права Швеции. Суд должен обе стороны ставить в равные положения.
Основанием пересмотра могут стать также игнорирование арбитрами доводов "Газпрома" и "дописывание" судом в Контракте несуществующих штрафных пунктов по транзиту газа, что однозначно выходит за рамки компетенции суда - это ст. 34 п. 2 Закона.
Суд не в праве назначать цены и додумывать пункты в контракте действующем. В его праве было только сличить пункты контракта с действиями. И ВСЁ. Здесь Арбитражный Стокгольмский суд превысил свою компетенцию и полномочия...
Суд не ответил на все необходимые вопросы, не внес ясность - как, на каких принципах и по какой формуле рассчитывать цену поставляемого газа на Украину (в договоре поставки) и как), согласно какого пункта контракта и по какой формуле рассчитаны штрафные санкции (в договоре транзита). С наличием самой возможности подачи апелляции мы с вами разобрались - она возможна. А то, что обе стороны её на днях подали, лишний раз подтверждает возможность такой процедуры. Кстати, отмечу, что Нафтогаз СОВРАЛ, когда во всеуслышание заявил, что аппеляция возможна ТОЛЬКО по процедурным вопросам...
Выводы:
1. Газпром действует в строгом соответствии с условиями обоих контрактов и находится с правом поле.
2. Стокгольмский арбитражный суд старательно ломает систему газовых контрактов, которые Газпром заключает с европейскими потребителями...
3. Стокгольмский арбитраж вынес явно неправосудное решение, нарушив принцип равенства сторон перед законом.
4. Газпром будет идти на разрыв всех контрактов. Через суд".