По данным аудиторов, задолженность участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных платежей и штрафов за нарушение таможенного законодательства на 1 июля 2017 года составляла порядка 46 млрд рублей. Эта сумма более чем на 2 млрд выше показателей за аналогичный период 2016 года. Отмечается, что неплатежи с каждым годом только увеличиваются. Также сообщается, что в 2016 году и первом полугодии 2017 года порядка 70% дел по искам к таможенной службе, суды удовлетворяют не в пользу ведомства.
Еще одну ложку дёгтя добавляет то, что таможенные структуры по-прежнему являются одними из самых коррумпированных. Так, в 2017 году было возбуждено 135 уголовных дел в отношении сотрудников ФТС. При этом признан виновным 61 таможенник. Для сравнения – в отношении взяткодателей вынесено всего 40 обвинительных приговоров.
Как, возможно с иронией, сказал глава ФТС Владимир Булавин: «Держать пальцы в мёде и не облизать их противоречит внутреннему устройству человека». По его словам, ситуация с коррупцией, если ориентироваться на количественные показатели, практически не изменилась за последний год, однако «по ощущениям» стала лучше.
Ранее Владимир Булавин рассказывал о неэффективной работе мобильных групп сотрудников службы, которые патрулируют границу с Белоруссией и Казахстаном. Несмотря на большое количество автомобилей, которые они ежедневно досматривают, поток запрещенной к ввозу в Россию продукции меньше не стал.
«Есть проблема ввоза санкционных товаров в Россию. Она обусловлена тем, что наши партнеры по ЕврАзЭС не присоединились к ответным санкциям, которые ввела Россия. Поэтому для борьбы с провозом санкционных товаров ФТС было создано 35 мобильных групп: 21 несет службу на границе с Белоруссией, 14 — на границе с Казахстаном», - попытался разъяснить ситуацию глава службы.
Как оказалось, в рамках нынешних полномочий ФТС якобы довольно сложно бороться с нарушениями таможенного законодательства. В начале февраля в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому сотрудники службы будут наделены правом останавливать автомобили для досмотра. Этим правом, в случае принятия закона, они смогут пользоваться исключительно в приграничных территориях. Эксперты считают, что это может привести к еще большим злоупотреблениям со стороны таможенников.