Posted 7 февраля 2018, 11:34

Published 7 февраля 2018, 11:34

Modified 7 марта, 17:08

Updated 7 марта, 17:08

Две космонавтики в один день: Маск запустил "Теслу", Россия отложила старт спутника

7 февраля 2018, 11:34
Сюжет
Космос
Американская компания SpaceX успешно запустила сверхтяжёлую ракету-носитель Falcon Heavy с полезной нагрузкой около 64 тонн и вывела на орбиту вокруг Солнца личный автомобиль главы компании Илона Маска. В России в этот же день стало известно, что старт "Протона-М" с военным спутником связи снова отложен на месяц.

Красная машина Маска Tesla будет летать вокруг солнца под знаменитую песню Дэвида Боуи "Space Oddity". За рулем автомобиля сидит манекен, одетый в скафандр, также производства компании SpaceX. Как отмечает The Verge, в машину положили диск Arch, способный хранить данные миллиарды лет. На этот диск были записаны романы из цикла "Основание" американского писателя-фантаста русского происхождения Айзека Азимова (об ученом, который предвидел уничтожение человечества и хотел спасти накопленные знания, пишет TJ).

Большое ли это достижение для всего человечества? Несомненно одно: Илону Маску удалось возродить интерес к космонавтике, мягко говоря, сильно ослабевший за последние 30 - 40 лет.

Отечественный Роскосмос на этом фоне радует всё меньше: запуск ракеты-носителя "Протон-М" со вторым военным спутником связи "Благовест" с космодрома Байконур снова перенесен, - сообщает newsru.com. - Вместо марта аппарат отправится на орбиту на месяц позже, в апреле. Ранее запуск откладывали еще в ноябре прошлого года из-за обнаружившихся неполадок в системе приборов.

От отложенного запуска, конечно, никто не застрахован. И ту же Falcon Heavy Маск изначально планировал отправить в космос еще в 2013 году. И у него тоже были неудачи - например, крушение Falcon 9 в июне 2015 года. Но сегодня инженер-предприниматель, несомненно, переживает триумф, хотя и удалось посадить на Землю не все первые ступени.

"Вот когда полетит их Falcon 1, тогда поговорим, - напоминает об "этапах большого пути" Анатолий Переборов. Вот когда будут клиенты, тогда поговорим. Вот когда будет контракт с NASA, тогда поговорим. Вот когда полетит их Falcon 9, тогда поговорим. Вот когда построят свой корабль, тогда поговорим. Вот когда он долетит до МКС, тогда поговорим. Вот когда будут запускать геостационарные спутники, тогда поговорим. Вот когда придумают, как сажать ракеты, тогда поговорим. Вот когда посадят хоть одну, тогда поговорим. Вот когда посадят на баржу, тогда поговорим. Вот когда начнут сажать после вывода на ГПО, тогда поговорим. Вот когда полетит б/у ракета, тогда поговорим. Вот когда запустят свой Falcon Heavy, тогда поговорим.

Вот когда сделают свой Dragon 2, тогда поговорим. Вот когда начнут возить людей, тогда поговорим. Вот когда запустят аппарат к Луне, тогда поговорим. Вот когда научатся сажать корабль без парашютов, тогда поговорим. Вот когда запустят Red Dragon, тогда поговорим. Вот когда он сядет на Марс, тогда поговорим. Вот когда сделают свой марсианский транспорт, тогда поговорим. Вот когда высадят людей на Марсе, тогда поговорим. Вот когда колонизируют Марс, тогда поговорим. Вот когда терраформируют Марс, тогда поговорим".

Люди в возрасте скажут, что это "дежавю" - как будто снова вернулись 1960-е годы, когда казалось, что вот-вот - и "на пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы". Причём, "дежавю" на новом технологическом уровне, куда более дешёвое и доступное. Или всё-таки так только кажется?

Что же на этом фоне происходит в России? Сегодня наша страна не имеет ни одного действующего космического аппарата за пределами околоземной орбиты, хотя еще в советские времена советская техника успешно исследовала Луну, Венеру и в меньшей степени Марс. За последние годы были предприняты всего 2 попытки отправить миссии в дальний Космос и обе они завершились неудачей. Запуски пилотируемых кораблей Россия может проводить только с Байконура на территории Казахстана, а на новом космодроме "Восточный" в Амурской области проблем и неудач при запусках пока больше, чем успехов. Количество запусков в Космос сегодня примерно в 1,5 раза меньше, чем даже в 1990-е годы, не говоря о советских временах.

"Не хочется лишний раз бить и без того лежачего Рогозина, но пока мы торгуемся с МОК за участие в Олимпиаде частная компания Илона Маска запустила сверхтяжелую ракету, а заодно отправила вишневый Tesla Roadster под похоронный марш Роскосмосу", - пишет телеграм-канал Кстати.

Роскосмос страдает от ставшей уже хронической болезнью нашего общества - коррупции и хищений. 18 марта прошлого года в московском СИЗО нашли тело бывшего исполнительного директора Роскосмоса Владимира Евдокимова. На его теле были три ножевых ранения. Евдокимов угодил в СИЗО всего за четыре месяца до гибели. Он был арестован по обвинению в мошенничестве. В конце прошлого года по обвинении в получении взятки был арестован руководитель направления департамента стратегического планирования и организации космической деятельности госкорпорации "Роскосмос" Николай Ермолович. В 2015 году Следственный Комитет возбудил уголовное дело по статье "Растрата или присвоение в особо крупном размере" московского ракетостроительного Центра им .Хруничева в отношении бывшего директора завода Владимира Петрика, его заместителя по экономике Юрия Яковлева, а также начальника отдела Виктора Ларина. В том же году вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что по итогам проверки в космическом центре им. Хруничева было возбуждено 8 уголовных дел по факту махинаций, общий ущерб от которых превысил 9 млрд рублей.

При этом уровень зарплат рядовых сотрудников в российской космической отрасли остается нищенским, что, понятное дело, не способствует притоку молодых квалифицированных кадров. Талантливые специалисты часто уезжают работать за рубеж, в том числе и в компанию того же Илона Маска.

"Советские кадры доживают свой век. А на смену им приходят, увы, не инженеры, а дефективные менеджеры, - пишет topwar.ru. - Претендующие на высокие зарплаты, но ничего, кроме шума, не производящие... Сколько еще лет ракеты будут падать из-за того, что их собирают неквалифицированные кадры, укомплектованные по принципу "должен остаться только один", не знаю. Но уверен, что не очень долго. Рано или поздно, но настанет момент, когда ракеты собирать будет просто некому...

Есть завод ВМЗ, где двигатели собирают для "Союзов". Слесарь по сборке двигателей этих, 6 разряда — 20 тысяч. Обязанности: сборка, регулировка, испытание в соответствии с требованиями конструкторской документации особо сложных и ответственных операций по сборке жидкостных ракетных двигателей. Вот они и собирают… Глядя на то, как манагер по продажам в "Связном" получает от 30. Водитель - от 40. Ночной водитель-шлюховоз - 80-100".

Неудивительно, что неудача при запуске с космодрома "Восточный" в ноябре прошлого года произошла из-за того, что кто-то "недоглядел" что при старте были вбиты координаты Байконура. Источник "Новых Известий" на одном из предприятий космической отрасли рассказывает, что случаются не только такие "косяки" как непроизвольный ответ халатностью на коррупцию и несправедливую оплату труда: "Например, надо срочно сдавать спутник, а для него готовы не все приборы. Чтобы не нарваться на штрафные санкции - сдают с неполным комплектом приборов. Потому и спутники даже если выходят на орбиту - быстро выходят из строя. Или сотрудница, которая паяет плату, может взяться за нее непомытыми после обеда руками. Спаять и залакировать. А оставшийся на контактах жир ослабляет сопротивление, а оно очень важно при космических нагрузках". Также он отмечает, что при отчете руководству не всегда указывают истинную причину неполадок и аварий: "Начальство всё равно мало что понимает, поэтому вину списывают на уже умерших сотрудников. Таких много - ведь в отрасли работает много пенсионеров".

"Из 24 космических аварий с 2011 года, 16 случились с российскими спутниками. Они потеряны", - пишет Эдуард Лимонов. Российское руководство при этом не унывает. Первый вице-премьер России Игорь Шувалов так откликнулся на успех SpaceX, обращаясь к финалистам конкурса управленцев "Лидеры России": "Пусть среди вас появятся вот эти Илоны Маски, вчера показывали на весь свет, как они осуществили тестовый запуск тяжелой ракеты, среди вас будут создатели Tesla и всего остального". При этом он добавил: "Я уверен, что русский народ более талантливый, чем американский, пусть простят меня американцы".

Кстати, 6 февраля 2018 года генеральный директор Госкорпорации «РОСКОСМОС» Игорь КОМАРОВ и руководство предприятий ракетно-космической отрасли посетили с рабочим визитом воронежские Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) и филиал АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» - Воронежский механический завод (ВМЗ).

Сообщается, что представители РОСКОСМОСА осмотрели производственные площадки, где собираются ракетные двигатели, провели рабочее совещание и встречу с коллективами, на которой ответили на вопросы сотрудников. Игорь Комаров отметил, что КБХА и ВМЗ занимают значимое место в структуре Госкорпорации, дал положительную оценку работе по повышению качества изделий и общей культуры производства, обратил внимание присутствующих, что перед предприятиями стоит задача по соблюдению сроков исполнения контрактных обязательств и высокого качества продукции не только изделий ракетно-космической техники, но также оборудования для нефтегазовой промышленности.

Еще г-н Комаров вручил почетные грамоты и поговорил с молодежью о социальных лифтах. Однако вопрос о том, что же делать космической отрасли и как обеспечить прорыв в 21 век - остался за кадром.

Но вернёмся к Falcon Heavy.

"Falcon Heavy вдвое мощнее самой грузоподъемной ракеты современности - Delta IV Heavy, но лишь в половину мощности самой мощной ракеты за всю историю космонавтики - Saturn 5, - отмечает zelenyikot. - В испытательном пуске отправляют на межпланетную траекторию имитатор груза, в роли которого выбран электромобиль. Пуск планируется произвести в сторону Марса, но из-за неподходящего положения относительно Земли, до Красной планеты машина не долетит и станет рукотворным астероидом. Впрочем, далеко не первым...

Falcon Heavy оценивается в $90 млн в многоразовом варианте, что вчетверо дешевле Delta IV Heavy, вдвое дешевле Ariane 5, и в полтора раза дешевле Atlas 5. Единственный конкурент в грузоподъемности — это "государственная" сверхтяжелая ракета SLS, которую производит консорциум американских компаний по заказу NASA. Один пуск SLS оценивается в $1 млрд, первый пуск ожидается в 2019 году".

Получается, "частная" космонавтика США в данном случае не только как минимум такая же по эффективности, но и дешевле "государственной" почти в 11 раз!

"В Солнечной системе будет новая "планета" - Тесла? - пишет sheden. - Вот пролетающие мимо инопланетяне-то офигеют... Скажут "эти земляне совсем долбанулись, больше ихним фараонам пирамиды не строим".

"Ступени разделились успешно, - пишет Андрей Нальгин. - И так же успешно боковые ускорители синхронно приземлились в заданных точках. А красный Tesla Roadster со спасательным скафандром за рулём унёсся по направлению к Марсу. В общем, пиар получился громким, но ведь и успех вышел немалым. Частный капитал блистательно обставил несколько ведущих космических держав, включая и свою собственную. Тем самым в истории космонавтики открыта новая страница.

Весь вопрос теперь в том, насколько можно этот успех SpaceX считать началом новой космической эры? Конечно, сравнивать его с запуском первого искусственного спутника Земли, тем более с полётом Юрия Гагарина в Космос, как минимум, некорректно. Всё же Falcon Heavy летел не в полную неизвестность. Сотни предыдущих космических пусков и десятки неудач проторили ему дорогу на околоземную орбиту и далее. Тем не менее, это наглядная иллюстрация качественно выросших возможностей частного капитала в эпоху глобализации. Сравнительно небольшая компания бросила дерзкий вызов не только гигантским корпорациям, но и целым суверенным государствам. Пусть и при завуалированной поддержке национальных госструктур. Благодаря ей в космической индустрии началась гонка за снижение издержек и стоимости вывода грузов на околоземную орбиту. Что открывает перед человечеством новые горизонты. Во всяком случае проекты космических производств или орбитальных электростанций уже не выглядят совсем отдалённой фантастикой."

"Конечно, они молодцы. Успешный запуск Heavy с первой же попытки — это очень хорошо. У целом, всё гладко. Груз пошёл на марсианскую орбиту, связь с камерами на той машине сохраняется, два боковых трастера сели синхронно, очень красиво, - пишет Артём Ферье. - Единственное что, с центральной частью пока неясно. Должна была, пролетев над Штатами, сесть на плавучую платформу, но пропал сигнал от камеры... Но даже если и нет, две вернувшиеся ракеты из трёх — тоже очень неплохо. В этом, кстати, очень большое достоинство Хеви. Он сборный, модульный, по сути — три Фалкона девятки, взлетают вместе, садятся по отдельности. И это, вероятно, выгоднее, чем достигать той же грузоподъёмности на одной возвратной ракете. Которую ещё попробуй посади, при таких-то габаритах...

В общем, Маск, конечно, красавчик. И я уж не знаю насчёт колонизации Марса (человеку в любом случае будет не очень комфортно жить на небесных телах с сильно неземной гравитацией), но вот к строительству серьёзных орбитальных объектов можно будет приступить уже довольно скоро, такими-то темпами.

Если говорить о расселении человека в космосе, то вот на данный момент, когда и близко не просматривается возможностей дальних полётов в сколько-нибудь разумное время, то вот наиболее реалистичным вариантом будет заселение не планет, а искусственных орбитальных станций. Огромный крутящийся цилиндр, центробежная сила имитирует земную гравитацию, и на внутренней поверхности можно жить (но слишком глубоко не копать. В этом, в принципе, уже сейчас нет ничего невероятного. И хоть часть популяции можно вот этак "забэкапить" на случай планетарной катастрофы.

Что до планет, спутников, астероидов — их можно использовать как источник материалов для этих искусственных орбитальных колоний. Но индустриальные комбинаты на Луне, Марсе, астероидах — вполне могут быть целиком роботизированные.

Все такие конструкции, конечно, потребуют изрядного грузооборота в космосе. И вот Фэлкон Хеви — это хорошая заявка. Причём, его ж, наверное, можно и расширить? Если сейчас это "пучок" из трёх девяток, то можно ж, наверное, присобачить ещё две боковые, и будет пяток? Так — добить грузоподъёмность до ста тонн.

На первый взгляд, конечно, мизер (как два железнодорожных вагона) — но лиха беда начало. Может, уже через пару-тройку лет удастся построить первое "фасилити" на Луне. Поле солнечных батарей (там-то, в отсутствие атмосферы, они несколько эффективней, чем на Земле). Небольшой конвертер по восстановлению магния из оксида электролизом (а на Луне магнезии очень дофига в грунте). Магний — можно использовать как топливо для ракет (естественно, придётся поработать над конструкцией). Из оксида же кремния (песок, грубо говоря), которого на Луне тоже дофига — выпекать панели для орбитальных конструкций. Доставлять их с Луны, а не с Земли — может быть выгодно, при вшестеро меньшем-то притяжении да отсутствии атмосферы. И вот так потихонечку осваивать прилегающее пространство.

Кстати, с дешёвым и сравнительно мощным "грузовиком" может стать реальностью и новая, хотя давно "мечтаемая" энергетическая тема. Огромные поля солнечных панелей на орбите, от них — передача электричества коротковолновым пучком на Землю... В общем, всё больше интересных возможностей открывается. Военных, разумеется, тоже".

"Конструкция, которую Маск отправил к Марсу (как ракета, так и электромобиль), была создана сто лет назад, - возражает evgknyaginin. - За это время не появилось ни одной принципиально новой идеи. В результате человечество по-прежнему привязано к Земле подобно тому как древние мореплаватели, имея в своем распоряжении лишь гребные суда, были привязаны к берегу".

"Европейцы в свое время распространились по всему глобусу на конструкциях, которые были созданы за тысячу лет до них, - отвечает e_1_off. Они добавили к ним всего лишь маленькую тележку усовершенствований и огромный вагон предприимчивости и силы воли. А вы продолжайте ныть дальше".

"Вместе со всеми аплодирую великому турецкоподанному нашей эпохи - Маску, - пишет телеграм-канал "Красный Сион". - Запуск - шик. Идея с тачилой - шик. Фоточка с орбиты - шик.

Правда, разгонный блок, который должен был красивенько приземлиться на плавучую платформу, пропал. То ли сел, то ли повис в космосе бесполезной чушкой. Но кого это волнует?

Этот человек продаст мозги зомби во время ядерной зимы и этим можно только восхищаться. Но при личном общении айфон в кармане придерживайте - пропадет как центральный блок".

"3 февраля два российских космонавта 8 часов работали в открытом космосе и смотрело за этим онлайн около миллиона человек. Маска смотрят 2.3 млн. Безумно крутая история Маска. И продавать он ее умеет в отличие от Рогозина. И технологии частные. И событие безумно радостное. Но не бомбит", - считает телеграм-канал Мышь в овощном.

"Дело не в том, кто круче - Маск или Рогозин. И не в том, кто кого "хоронит" - SpaceX "Роскосмос" или наоборот, - пишет телеграм-канал Невротик. - Дело в том, что ещё и 50 лет не прошло с тех пор, как одна умелая и работящая страна-цивилизация отправила человека на Луну. Кстати, на ракете помощнее и сильно попродвинутее. Это та самая страна-цивилизация, у которой сегодня нет пилотируемого космоса. И это та самая страна-цивилизация, которая сегодня покорно и задорого оплачивает из своего бюджета красивую самопрезентацию оборотистого Маска. Но это не самое завидное дно деградации. Римский Колизей построен в I веке. Не прошло и двух тысяч лет, как варвары (то есть, простите, европейцы) догадались, как строить столь сложные сооружения".

"А у нас ни одному олигарху в голову не придет развивать космические программы. Один взялся было автотранспорт развивать, да весь и вышел", - комментирует opomedem.

Подпишитесь