Posted 29 января 2018, 20:05
Published 29 января 2018, 20:05
Modified 7 марта, 17:13
Updated 7 марта, 17:13
Такое мнение высказал в беседе с ФБА "Экономика сегодня" заместитель декана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
Белоруссия намерена искать новые рынка сбыта продукции, снижать объем поставок в Россию, которая остается пока главным рынком. Об этом сказал первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия страны Леонид Маринич.
"Основным рынком сбыта (в 2017 году) была Российская Федерация. Он (рынок РФ) остается основным, но идет работа по диверсификации рынков. Если раньше мы поставляли в Россию 97% экспорта, то сегодня 91,4%. Мы потихоньку начинаем осваивать новые рынки, уходить от зависимости от одной страны", - заявил белорусский чиновник.
По словам Маринича, сегодня Белоруссия поставляет свое продовольствие в 70 стран, из них 15 добавились в прошлом году, и в целом экспорт растет, причем в качественном отношении тоже - теперь это не только сырье.
"Экспорт мы ожидаем в размере практически 5 миллиардов долларов. В прошлом году было 4,2 миллиарда долларов. Это рекорд. Если раньше, 10 лет назад, мы продавали практически сырье, то сегодня - конечный продукт с высокой добавленной стоимостью… Наша продукция востребована", - сказал заместитель министра.
Белорусская продукция очень различна по качеству, говорит Андрей Суздальцев: "Есть высококачественные товары, но и есть и те, среднего качества, которые не соответствуют евразийским стандартам".
При этом эта среднекачественная, постсоветская по подходам продукция, как ни странно, соответствуют нормам Европейского союза. На это Минск часто ссылается, когда возникают претензии по качеству со стороны российских ведомств - забывая, что стандарты Евразийского торгового союза выше, чем у ЕС, у нас методика отработки стандартов другая.
"Эта нестабильность качества сказывается - доверие российских потребителей к белорусской продукции в последнее время падает. Отсюда всевозможные проблемы. Белоруссия реагирует на заявления о низком качестве крайне болезненно, возникают мифы о препятствиях входу на российский рынок, хотя по тому же молоку отечественные производители закрывают 80%, оставшиеся 20% - огромный объем, который белорусы могли бы закрывать", - сказал эксперт.
Все эти сложности и обиды вызывают к жизни разговоры и заявления Минска о необходимости поиска новых рынков. Рынки эти белорусы действительно находят, поставки запускают, но носят они презентационный, тестовый характер, отметил Суздальцев: "Cказать, что новые рынки заменят белорусам Россию, нельзя, прорыва ждать здесь бесполезно".
"Мировые рынки жестко конфигурированы, это уже политический уровень, защита своих производителей. Так что белорусам не стоит рассчитывать, что они туда смогут пробиться. Им стоит держаться за российский рынок и повышать качество своей продукции, но борьба за качество подменяется скандалами", - заключил эксперт.