В первый день нового года на английские телеэкраны вышла 8-серийная криминальная драма «Макмафия» (совместный американо-британский проект). Критикам эта история понравилась, однако нашлись те, кто воспринял этот сериал как оскорбление, - пишет Русская Служба ВВС.
Главный герой сериала - Алекс Годман (Джеймс Нортон), сын русского олигарха с еврейскими корнями, выросший в Лондоне. Он живет тихо, пока однажды не оказывается впутанным в преступную сеть, став фактически главой клана.
Фильм был снят по мотивам книги британского журналиста Миши Гленни «Макмафия: преступность без границ», вышедшей в 2008 году. В ней повествуется о том, как после развала СССР свободный рынок, коррупция и ослабление государственного контроля привели к созданию глобальных преступных синдикатов. Принцип, отраженный в названии книги, один из персонаж описывает так: рестораны "Макдональдс" побеждают своих конкурентов просто потому, что их больше, так что чтобы быть лучшим, нужно быть везде.
«Этот сериал одновременно и про семью, и про преступность в глобальном мире», - объясняет сценарист Хуссейн Амини, представляя «Макмафию» как современный вариант «Крестного отца» и «Клана Сопрано». В центре его внимания весь криминальный мир, а вовсе не русские олигархи в Лондоне.
«Современные преступники - это уже не уличные бандиты. Ими могут быть банкиры, политики, адвокаты, секретные агенты. <…> Публикация «Панамского архива» и «Райского досье», сага об отношениях Трампа и России, коррупция в FIFA - все это примеры новой преступности», - говорит сценарист.
Тем не менее, посольство России в Великобритании обвинило Би-би-си в распространении стереотипов о России. Сразу после выхода первых эпизодов на официальном аккаунте российского посольства в твитере появился опрос: «Как вы думаете, сколько россиян на самом деле находится в тюрьмах Великобритании?»
Через несколько дней посольство опубликовало результаты - меньше 10. Это близко к действительности: по данным за сентябрь 2017 года, в тюрьмах Англии и Уэльса содержится 35 граждан России - в несколько раз меньше, чем граждан других стран, например, Литвы или Португалии.
Помимо посольства России с похожей критикой выступил известный британский журналист Эндрю Марр. В своей колонке в газете Evening Standard он обратил внимание на то, что фильм действительно заигрывает со стереотипами о русских в Лондоне.
«Мы в шаге от того, чтобы демонизировать не русских головорезов, а россиян и Россию в целом. Как это было всегда. Новая страшилка - это на самом деле старая страшилка». Марр признает мастерство сценаристов, но одновременно предостерегает зрителя: «[Сериал] не рассказывает ничего о русских людях, но объясняет последствия драматичного экономического коллапса. И все же, это только льет воду на мельницу антироссийской паранойи».
Свой вопрос о том, действительно ли у Британии есть причины бояться русских, Марр переадресовал актеру Джеймсу Нортону, который был гостем его передачи на Би-би-си.
«Многие преступные группировки возникли в России и странах Балтии после распада Советского Союза. Говоря это, я хочу подчеркнуть, что главная задача сериала - рассказать о том, насколько глобальной стала преступность сегодня. <…>[Мой герой] - идеальный пример того, как быть русским становится испытанием для человека. Он пытается вести себя как британец, но его происхождение постоянно нависает над ним. Для него это [быть русским] проклятье, но так быть не должно», - сказал актер.
Впрочем, герои фильма показались обидными не только российскому посольству. Организация «Британские юристы в поддержку Израиля» заявила, что сериал оскорбляет израильских бизнесменов без всякого на то основания.
Заявление было опубликовано на официальной странице организации. В организации также посчитали странным, что Израиль вообще появился в сценарии, так как изначально он никак не фигурирует в книге Миши Гленни.
Кроме того, юристы нашли фактическую неточность. Старый девиз израильской разведки «Моссад» «Поэтому с обдуманностью веди войну твою» в устах одного из персонажей сериала приводится в искаженном виде: «Обманом мы будем вести войну».
Сериал пока не планируют показывать в России, однако если бы показывали, у российского зрителя также могли бы возникнуть вопросы о стереотипах. Не такие серьезные, впрочем, как у Эндрю Марра.
Родной дядя Алекса Борис до сих пор ведет какие-то криминальные дела и даже после долгих лет жизни в Лондоне действует по принципам «деловых людей» из 90-х. Борис - ключевая фигура для завязки сюжета. Одновременно с этим он же - главный источник стереотипов. На его роль взяли шведского актера Дэвида Денчика, который говорит по-русски с сильным иностранным акцентом, что моментально возвращает зрителя к голливудскому кино о плохих русских.
Больше того, беглые теневые короли в 2017 году все еще живут в эрмитажеподобных интерьерах, где даже во время обеда для двух персон «красный суп» - Russian Viagra (как в сериале называют борщ) - подают в вычурной супнице и при полной сервировке. А в решающий момент фильма, дядя Алекса в буквальном смысле трясет банками черной икры, которая, судя по первому эпизоду, вообще не переводится в домах богатых русских в Великобритании...
Однако есть в сериале и вполне правдоподобные кадры. Так, Оксана (Мария Шукшина), мама Алекса, прогуливаясь мимо лондонского Альберт-холла, в очередной раз пересказывает сыну историю о том, как из рыночной торговки она стала принцессой, выйдя замуж за бизнесмена Годмана, отца Алекса. «У меня появился ты, твоя сестра, у меня появились "Шанель" и "Диор"», - говорит она.
Или герой Серебрякова - Дмитрий Годман, который давно отошел от дел и страшно тяготится жизнью за границей: «Я помирюсь с Кремлем, отдам им деньги, недвижимость. Да все, что захотят. И мы с тобой вернемся [в Москву]», - говорит он сыну.
Этот разговор отсылает к тонкостям взаимоотношений между крупными российскими бизнесменами и Кремлем, о которых также рассказывает книга Миши Гленни.
Связь власти и криминального мира в России возникает в сериале несколько раз. Например, у криминального босса Вадима Калягина родной брат - полковник ФСБ. Именно он наводит брата на предполагаемых недоброжелателей.
Как точно заметил Эндрю Марр, «Макмафия» действительно мало рассказывает про русских, зато довольно много - про хитрые отношения в преступном мире, которые, в отличие от борща и водки, на самом деле скрыты от глаз обычных людей.
И захватывающий сериал, в создании которого принимали участие люди, долго изучавшие организованную преступность по всему миру, - один из безопасных способов узнать о нем больше.