Средняя продолжительность жизни в загазованной Москве сегодня на 5 с лишним лет выше, чем в среднем по России (77,1 против 72 лет). Звучит странно - казалось бы, в небольших городках и сёлах со "здоровыми", как нас учили с детства, деревянными домами и свежим воздухом должны жить дольше? Но на практике, заглянув на местное кладбище, мы всегда поражаемся: как много жителей этих "здоровых" избушек умирает в 40-50 лет. Почему? Не одна ли из причин - что не так уж хорош и "здоров" деревянный дом с печкой?
"Хочу рассказать о том, что плохого в деревянных домах из сруба с печным отоплением, - пишет в своём Живом Журнале эксперт по строительным технологиям Виктор Борисов. - Я установил детектор качества воздуха, который измеряет температуру, пыль и концентрацию углекислого газа в классическом деревенском доме, основном отопительным прибором в котором является дровяная печь.
В доме постоянно проживает один человек, а на выходные приезжает семья. Измерения длились ровно 7 дней, но самый интересный момент был на выходных... На первом этаже установлена массивная дровяная печь. При этом веранда и второй этаж отапливаются с помощью электрических конвекторов и тонкоплёночных теплых полов т.к. тепло от печи до них не доходит. Дом прошёл реконструкцию и доутепление два года назад: были заменены окна на пластиковые стеклопакеты, стены снаружи доутеплены с помощью минеральной ваты, также была утеплена кровля. Это позволило снизить расходы на отопление и повысить комфорт, но всё равно данных мероприятий недостаточно для того, чтобы дом удовлетворял современным нормам по энергосбережению.
Как я уже отметил в самом начале — в доме постоянно проживает один человек. И в таком виде дом вполне пригоден к существованию, по крайней мере концентрация углекислого газа не зашкаливает, пока не топят печь. Это указывает на то, что даже несмотря на доутепление, дом не герметичен и печь засасывает воздух через неплотности в ограждающих конструкциях. Печь топят 1 раз в день в межсезонье (замеры проводились в начале ноября этого года) и 2 раза зимой. Также печь используют для приготовления пищи в обед...
Измеритель был установлен на высоте 1,5 метра от уровня пола и на расстоянии 2 метров от печи, в месте, где исключено прямое выдыхание воздуха человеком на датчики. А теперь самое интересное. Графики микрочастиц пыли PM2.5 и концентрации углекислого газа. Возьмём самый интересный день — с вечера пятницы до вечера субботы, когда семья с детьми приезжает на дачу подышать "свежим" воздухом.
Каждая растопка печи сопровождается выбросом частиц PM2.5 в помещение, и это несмотря на то, что у печи превосходная тяга (см. следующие графики СО2). Также обратите внимание на апокалипсис с пылью начавшийся в 19 часов вечера — это был включен пылесос (между прочим с HEPA фильтром) в комнате с работающей печью. Мощный поток воздуха поднял многолетние отложения частиц пыли в комнате и измеритель просто зашкалил. Вечером следующего дня печь снова растопили.
В целом, если не пылесосить (и не выгребать золу) в комнате с дровяной печью — то уровень выбросов частиц PM2.5 можно считать удовлетворительным. Но всё равно печное отопление вредно для здоровья человека и по возможности от него нужно отказываться. Не забывая о том, что дровяное отопление требует постоянного контроля, места для хранения дров и большого количества телодвижений.
А вот с концентрацией углекислого газа всё гораздо хуже.Я отметил цветом допустимые уровни концентрации углекислого газа: менее 700 ppm — превосходное качество воздуха, от 700 до 1000 ppm — удовлетворительно, можно жить, но по возможности стоит задуматься о приточной вентиляции. Более 1000 ppm — недостаток свежего воздуха.
Важный момент: в комнате с дровяной печью спит один человек, вся семья уходит ночевать на второй этаж. А теперь внимательно смотрим график. Днём в пятницу концентрация СО2 укладывалась в 700 ppm, в комнате всего один человек, печь медленно догорает. При растопке печи в самый первый момент идёт мощный подсос свежего воздуха через щели в стенах, после этого начинается интенсивное горение с выделением углекислого газа. Большая часть углекислого газа улетает в трубу, но часть всё-таки попадает в помещение. В печь подкладываются дрова.
А после этого приезжает семья и садится ужинать. И тут наглядно видно, что концентрация углекислого газа превысила все возможные пределы (более 2000 ppm это очень плохо). В комнате реально душно, но окна не открываются чтобы не терять драгоценное тепло, освежиться можно только если выйти на веранду, она менее герметична и на ней существенно холоднее. В полночь семья отправилась спать на второй этаж, а заслонку на печи прикрыли. Концентрация СО2 медленно, но спустилась на уровень в 700 ppm. Так продолжалось до 10 часов утра, пока семья не проснулась и вернулась обратно на первый этаж. Далее в течение всего дня мы можем наблюдать, что СО2 находится на отметке выше 1000 ppm. Вечером семья собирается на ужин и снова разжигает печь. И получает очередное превышение по СО2.
Каждый член семьи не менее половины суток провёл в помещении с превышением концентрации углекислого газа!
Становится очевидно, что выражение "поехать на дачу подышать свежим воздухом" приобретает совершенно другой смысл... А что же с температурой в помещении? Ведь многие думают, что печное отопление такое "тёплое и ламповое", дарящее уют и комфорт. Но нет, недельный график температуры показывает, что разброс температуры в течение суток за неделю в среднем составляет 5 градусов. Напомню, что это замеры на высоте 1,5 метра от уровня пола. А как мы знаем, в доме без теплых полов или воздушного отопления разница температуры между полом и потолком будет составлять как минимум 3-4 градуса. То есть суммарный градиент температуры в течение суток составит почти 10 градусов!
И это очень некомфортно, когда голова раскалывается от высокой температуры, при этом пол всё равно ледяной и нужно ходить в шерстяных носках и тапочках. Напомню, что это всего лишь ноябрь, и на улице температура чуть выше 0 градусов...
Печь или камин имеют право на существование только если они оборудованы закрытой камерой сгорания (отдельный канал подачи свежего воздуха для горения с улицы), при этом в ограждающих конструкциях дома нет щелей и присутствует полноценная приточная вентиляция. А рассчитывать на вентиляцию через окна нет смысла — это неконтролируемые теплопотери. Также как и на дома с "дышащими" стенами.
Что можно сделать с таким домом? Самым рациональным вариантом является полный снос вместе с фундаментом и строительство нового".
Согласно данным последней советской переписи населения накануне распада СССР треть жителей России постоянно проживала в домах с печным отоплением. К 2002 году эта цифра сократилась до 25%, но всё равно 12% горожан и 59% сельских жителей согревались с помощью печей. Сейчас печное отопление остается постоянно актуальным для 17% россиян. Наиболее неблагополучные в этом плане регионы - Новгородская, Кировская, Курганская области, республики Бурятия и Тыва. Всего в частных домах в России проживает 37,6 миллиона человек.