Posted 30 ноября 2017, 22:49
Published 30 ноября 2017, 22:49
Modified 7 марта, 17:01
Updated 7 марта, 17:01
Задержание Сулеймана Керимова, обвиненного в налоговых махинациях с недвижимостью на Лазурном берегу, напугало других собственников французских вилл и владельцев бизнеса во Франции, пишет The Bell. Владельцы недвижимости на Лазурном берегу, воздерживаются приезжать сюда из России, отменяют запланированные поездки на Новый год и Рождество.
Недорогой недвижимостью на Лазурном берегу владеют в основном французы, налоговым органам понятен источник дохода. Внимание французских налоговиков прямо зависит от цены и размеров виллы. Покупка в кредит частично снимает эту проблему, потому что тщательная проверка проходит еще на уровне банка.
Юг Франции с начала 2000-х был очень популярным направлением для покупки недвижимости состоятельными россиянами. Если говорить только о побережье Франции, то домами и апартаментами здесь обзавелись около 2000 россиян, писал Forbes со ссылкой на данные комитета по туризму и конгрессам Лазурного Берега. Пик цен и спроса на недвижимость здесь был в 2013 году, до того как нефть начала падать – тогда главными покупателями не из Евросоюза были русские и арабы.
Сейчас россияне приобретают виллы в среднем за 3-4 млн евро. Одними из первых в России еще во второй половине 1990‑х виллами в Антибе обзавелись Борис Березовский и Бадри Патаркацишвили. Соседи Керимова по Антибу – миллиардеры Роман Абрамович и Андрей Мельниченко, а также министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Источник, близкий к Абрамовичу, утверждает, что у него с налоговой во Франции проблем нет, о том же говорит представитель Мельниченко. В числе других известных владельцев недвижимости на Лазурном берегу – водочный магнат Юрий Шефлер, Борис Ротенберг и бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев. Несколько лет назад виллу здесь собирался купить Михаил Прохоров.
Керимова во Франции подозревают в отмывании денег, сэкономленных на уплате налогов на недвижимость. По данным издания Nice-Matin, французские власти считают, что сенатору принадлежат сразу четыре виллы на Лазурном берегу общей площадью свыше 90 тысяч квадратных метров. Органы правосудия подозревают, что недвижимость куплена Керимовым через цепочку офшоров, а ее стоимость была занижена для ухода от налогов.
Причиной проблем Керимова, как писали многие СМИ, стало то, что он якобы покупал свои виллы через подставные фирмы. Но прямое владение недвижимостью во Франции – вовсе не обязательное условие. Сокрытие конечных владельцев допустимо и за него владельцу нужно будет заплатить дополнительный «налог на непрозрачность» – 3% от стоимости имущества. Во Франции есть несколько типов налогов, так или иначе связанных с недвижимым имуществом: земельный налог, налог на проживание, налог на переход права собственности и налог на богатство.
Налог на проживание платит тот, кто живет в квартире или доме, независимо от наличия у него права собственности. Земельный налог платит собственник. Ставка этих двух налогов зависит от региона и кадастровой стоимости, но даже в сумме нагрузка от них незначительна. Гораздо больше собственников пугают два других налога. Налог на переход права собственности платит владелец, продающий свое имущество, которое не являлось его постоянным местом проживания. Ставка налога может быть свыше 30% от размера прироста капитала, но, если имущество находилось в собственности свыше 30 лет, продавец освобождается от налогового бремени. Солидарный налог на богатство (ISF) должны платить лица, чье имущество в сумме стоит больше 1,3 млн евро. Ставка налога – прогрессивная.
Последние пять лет из-за высоких налогов на роскошь люди начали оформлять покупку недвижимости в кредит. Это один из легальных значительно снизить выплаты по этому налогу. И мало кто оформляет недвижимость непосредственно на себя. Большинство россиян покупают ее через специальные юрлица – так называемые гражданские общества по управлению недвижимостью (SCI). Такая форма собственности абсолютно легальна и не вызывает вопросов у налоговых органов, она позволяет упростить наследование и снизить риски от владения недвижимостью – всю ответственность несет общество.
Самой серьезной из известных претензий французских властей к Керимову выглядит занижение стоимости, за счет которого тот якобы экономил на налогах, то есть, с точки зрения правоохранительных органов, «отмывал» доходы,