Олег Горюнов, "Новые Известия"
Личная охрана Сергея Семеновича проспала это событие, несмотря на то, что, по словам руководительницы "Очередников Москвы" Луизы Мартьяновой, охраны в этот раз было больше, чем обычно:
"Охраны было больше, чем обычно, но мы достали билеты в третьем ряду, а охрана сидела в пятом. Как только поднялся занавес, мы встали, и прошли в проход, и сразу - в первый ряд, где сидел Собянин и Кузнецова. Никто ничего и понять не успел. Было темно".
Вот - фотография двух счастливых женщин - Луизы Мартьяновой с подругой, сделанная в антракте, после выполнения секретной миссии:
Что же заставило представительниц прекрасного пола рисковать жизнью, - ведь охрана первых лиц государства имеет, как известно, при себе оружие и особые полномочия?
Ответ прост: Луиза с подругой хотели помочь 82 тысячам очередников Москвы, которые уже не знают к кому обращаться за помощью, - вот и сочинили, а потом и вручили Собянину "письмо-бомбу".
Предложений у "Очередников Москвы" всего три:
1. Принять закон города Москвы, обеспечивающий предоставление иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями (например: компенсация в размере 500 тыс.руб.) взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно, в соответствии со ст.39.5 п.6 ЗК РФ.
2. Утвердить критерии для обеспечения жильём (многодетные, семьи с детьми-инвалидами и др.) в соответствии с п.п.2.2 ст.17 Закона города Москвы №29 "Об обеспечении права на жилые помещения".
3. Вернуть отдельную очередь на субсидию 05Б0104 для многодетных семей, нуждающихся в содействии города, в связи с систематическим не освоением Департаментом горимущества выделенного бюджета на данные цели.
Третий пункт - он самый интересный - очередь на жилье не уменьшается со времен СССР, а средства, который городом выделяются на эти цели, "систематически не осваиваются". То есть деньги на жилье дают, а жилье людям - нет.
Вот только несколько фактов: в 2015 году в Москве объём исполнения бюджета был равен лишь 3%, в 2016, - после волны недовольства и проведения голодовки очередниками объём исполнения был равен чуть более 50%. К концу октября этого года, по данным открытого бюджета, объём выполнения обязательств перед очередниками равен лишь 53,5%.
Что происходит? А все по-старому: существуют две реальности, в одной - московские чиновники, в другой - московские очередники. Реальности эти существуют совершенно автономно, и пересекаются они разве что в виде бравурных отчетов власти предержащих.
Так, например, в конце прошлого месяца глава Департамента горимущества Максим Гаман сообщил прессе о "хороших темпах обеспечения очередников жильём".
Да, действительно, в этом году улучшили свои жилищные условия 3200 семей. Но в очереди остаются 82 тысячи семей. Если такие "хорошие темпы" сохранить, то коммуналки, в которых в столице Российской Федерации в 21-ом веке мучаются взрослые и дети, будут расселены только через 10 лет. А ведь есть семьи, которые уже отстояли в очереди на жилье 25 лет и более.
Но отчет Максима Гамана, похоже, мэра вполне удовлетворил, и, наверное, поэтому "письмо-бомба" в Кремлевском дворце не взорвалось - ни Кузнецова, ни Собянин к "Очередникам Москвы" даже в антракте не подошли. Впрочем, активисты-правозащитники нисколько не удивились.
"Мы и Путину лично в руки письма передавали, - пока никакой реакции не видим", - призналась в интервью "НИ" Луиза.
Теперь о том, как 3200 семей улучшили жилищные условия? А вот как: только 700 семей получили квартиры, а 2500 - получили субсидии, из расчета 63 280 рублей за квадратный метр - это, примерно, в 3 раза ниже рыночной стоимости жилья в Москве. Да, на эти деньги можно приобрести шикарное жилье в Твери, Магнитогорске, Петропавловске-Камчатском. Но ни в одной государственной программе не сказано о переселении людей из столицы. Просто по существующей норме каждому из очередников полагается 18 квадратных метров в новой квартире. Средняя семья очередников состоит из пяти человек - им должны дать 90 квадратных метров. Сколько стоит такая квартира в Москве? Миллионов 20 рублей, не меньше.
Даже в новостройках Москвы, по данным профильного агентства "Недвижимость и цены", средняя цена за м2 составляет 170 129 рублей.
Но вот что поразительно и весьма прискорбно: многие очередники сегодня уже и на субсидию согласны - хоть что-то из обещенного государством получить!
Автор этой статьи побывал в двух семьях очередников. Максиму Гаману и Сергею Собянину это должно быть интересно. Итак, Москва, улица 6-я Парковая.
Подглядывать, конечно, не красиво, но эту пробоину сделал во время буйного пьянства сосед Ольги, а у неё с мужем - трое детей.
"У меня сын на шум подбежал к двери, а оттуда - клюшка от гольфа вылетает... Но с недавних пор у нас тихо - сосед-алкоголик повесился. Парню всего-то 24 года было", - говорит Ольга.
История Ольги типична для конца 80-х годов в СССР: в 1988 году она с мамой бежала от резни в Азербайджане в Москву, получила комнату в коммуналке, училась, мамы не стало, вышла замуж, пошли дети. Теперь у них на пятерых - 18 квадратных метров жилой площади, а должно быть девяносто.
В 2001 году Ольга получила справку о том, что её семья поставлена в очередь на получение жилья, льготную очередь, так как Ольга работает воспитательницей в детском саду, а значит - трудится в системе образования.
Прошли 16 лет, и в этом году Ольга узнала, что её семья из льготной очереди переведена в обычную, так что вопрос получения долгожданного жилья откладывается на неопределенное время. Департамент городского имущества заботливо сообщил семье Акопян её порядковый номер в очереди - 34 599.
"В марте моей старшей дочери исполняется 18 лет, поэтому мы и решили согласиться на субсидию. Социальная политика в нашем государстве была раньше, при СССР, а теперь - вот что", - говорит Ольга.
Постановления правительства Москвы, поправки к постановлениям, - все это для тысяч московских семей стало серьёзным испытанием. Кто-то вообще вылетел из очереди, кого-то передвинули в её конец.
Кто не знает, что цифрами можно играть? Вот и руководитель ДГИ Максим Гаман доложил руководству города: "в 2016 году обеспечено в 20 раз больше очередников, чем встало на жилищный учёт". Видите, "обеспечено", а не получили по 18 квадратных метров на человека в Москве. И по поводу "встало на жилищный учет" - по новым правилам, встать на учёт стало просто значительно сложнее, да и умолчал господин Гаман о том, что учётов этих два: для малоимущих семей и нуждающихся в улучшении жилищных условий - очередь, как бы, одна, а на самом деле - не одна.
Кстати, московские распорядители квадратными метрами, забыли даже об Указе президента Путина. По словам председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Тамары Плетневой, в Госдуму поступают обращения граждан о том, что указ Президента о предоставлении земельных участков многодетным семьям не выполняется.
То есть - земельные участки не выделяются, квартиры - тоже, а вот субсидии - это пожалуйста.
По словам Луизы Мартьяновой, "субсидия востребована у очередников, изъявивших желание ею воспользоваться, это очередники, нуждающиеся в содействии, которых с внесением в декабре 2016 года поправок в 29 Закон города Москвы полностью лишили надежды на улучшение жилищных условий и выкинули в конец всей очереди".
В конце всей очереди находится и Светлана Т. У нее 11 детей - три тройни и одна двойня, живет в 36 квадратных метрах коммуналки со слепой матерью, муж ушёл к другой. Светлана служит в армии, в очереди на жилье стоит уже... 15 лет.
И еще немного о письмах.
Спустя 6 дней после операции в Кремлевском Дворце, то есть 30 октября 2017 года Борис Львович Альтшулер получил от "Очередников Москвы" письменную благодарность. За что? А за то, что через своих друзей, передал лично в руки президенту РФ Путину В.В. письмо о чрезвычайных жилищных ситуациях в Москве и Московской области.
В письме этом содержится просьба "дать указание Мэру Москвы и Губернатору Московской области приступить к формированию региональных программ по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №600" - то есть указания выделять земельные участки нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В письме говорится о судьбе таких, как Светлана Т. (имя и фамилия изменены по соображениям безопасности - прим. автора), о которой нам рассказала Екатерина Калашникова, мать четверых детей.
Ну не знаю, стоит ли приглашать на экскурсию по коммуналке на Варшавском шоссе дом № 62 корпус 1 городских чиновников. Почему? Да, потому что прямо с порога Катя предупредила нас о том, что в квартире есть тараканы и блохи. Блохи, по её словам бегут на первый этаж, где она живет, из подвала, в котором живут кошки. В кухне, где нас поили кофе, над одним из столов были замечены доказательства правдивости её слов.
Итак, на 18 квадратных метрах проживают: Катя, ее муж, два его племянника (20 и 21 год) и... четверо несовершеннолетних детей.
Что может быть ужасней ужасных условий проживания многодетной семьи в коммуналке? А, вот что: отношение властей к таким условиям жизни.
"Меня и младшую дочь отказались прописывать в этой квартире, - мол, не позволяют квадратные метры. Чиновника даже в документах стали писать так: семья Калашников и Екатерина с Елизаветой", - говорит Екатерина.
Только вдумайтесь: регистрировать мать с детьми власти отказывают. Вот интересно: ну, ладно, с моральной точки зрения, а с юридической - так можно? А где должна жить мать? В подъезде? На улице? Почему её дети не могут жить с мамой? Её что, лишили материнских прав? Выходит, что лишили, без суда и следствия.
Тут "арифметика" простая - чем меньше на 18 квадратах проживает людей, тем меньше им государство должно, - всё так.
"Муж зарабатывает от 13 до 50 тысяч в месяц, получаем пособие - 18 тысяч рублей. Одежду берём в церковном приходе - у самих на это денег не хватает. В очереди мы на жилье - 20 тысяч какие-то... И депутатов просили помочь разных, а что они могут сделать, если законы такие в Москве насочиняли. Только мне вот интересно, а за что депутаты тогда такие деньги получают, привилегии? Зачем они вообще нужны, если народные избранники ничего не могут?"
Катя кому только не писала, к кому только не обращалась за помощью, даже на приём к Патриарху ходила, - она человек верующий. Правда, выслушал её не Патриарх, а другой священник, охал и ахал, но Церковь, как говорят, у нас отделена от Государства...
Благоустройство - теперь с этим словом в Москве связывают десятки миллиардов рублей, потраченных на благоустройство дворов, улиц, дорог - предметов неодушевленных, заметьте.
Вот и возле пятиэтажки, в которой мучается многодетная московская семья мы заметили рабочих и... новые бордюрные камни.
Вот почему бы не сделать так: благоустроить жизнь людей, ну, хотя бы расселить коммуналки, а потом благоустраивать проезжую часть у домов, в которых страдают десятки тысяч москвичей - взрослых и детей?
Вот почему деньги на бордюрные камни в городе есть, а на квартиры малообеспеченным и многодетным московским семьям - денег нет?