Нефть останется основой мировой энергетики

18 октября 2017, 22:21
Стоимость нефти перешагнула психологическую отметку $58 за баррель.

В США начали сокращаться коммерческие запасы нефти.

Российская политическая элита также старалась поддержать нефтегазовый сектор. Валдайский форум, а также Евразийский форум в итальянской Вероне принесли несколько важных заявлений, касающихся будущего нефтяного рынка.

На пленарном заседании клуба «Валдай» российский президент Владимир Путин заявил, что Россия считает справедливой цену на нефть $50 долларов за баррель. «Мы скоординировали свою позицию со странами ОПЕК, прежде всего с Саудовской Аравией, на рынке энергоносителей, и цена держится стабильно: за $50», – отметил президент. По его мнению, $50 – справедливая цена и Россию она вполне устраивает.

Глава «Роснефти», крупнейшей нефтяной компании мира по объемам добычи, в свою очередь развеял слухи о близком конце нефтяной эры.

«Смею вас заверить, что слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20-30 лет», – заявил Игорь Сечин на форуме в Вероне. Он не считает, что в ближайшее время стоит ожидать резкого скачка нефтяных цен, но рост спроса на углеводороды будет устойчивым из-за темпов роста мировой экономики, а также уровня жизни людей.

Генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо также постарался поддержать нефтяной рынок, отметив, что данные по уровню исполнения сделки членов ОПЕК и независимых производителей о сокращении уровня добычи нефти за сентябрь будут рекордными.

«Уровень исполнения сделки начал расти и расти месяц за месяцем. Могу заверить вас, что предварительные значения (уровня исполнения сделки в сентябре – прим. «НиК») гораздо выше, чем уровень исполнения в августе. Мы идем на новый рекорд», – сказал он.

Отдавая должное положительным новостям, российские власти напомнили и о тех проблемах, которые мешают развиваться как российскому, так и мировому нефтегазовому сектору. В частности, российский президент на форуме «Валдай» сообщил, что санкционный пакет, принятый недавно конгрессом США, есть не что иное, как способ вытеснения России с энергетического рынка Европы.

«Совсем недавно говорили, что это невозможно, контрпродуктивно и это нельзя допустить. Теперь сами, кто так говорит, это все делают», – заявил Путин. Он также указал, что России всячески пытаются чинить препятствия по созданию энергетических маршрутов, включая такие масштабные российские проекты, как «Северный поток-2» и «Турецкий поток», хотя такая диверсификация поставок энергоресурсов в европейские страны экономически эффективна и представляет интерес для Европы.

Надо сказать, что российские компании активно пытаются противостоять санкционному давлению в законных рамках, стараясь задействовать все возможные юридические механизмы. Так, глава «Независимой нефтяной компании» Эдуард Худайнатов сообщил РИА Новости, что ННК завершает подготовку пакета документов для обращения в Минфин США по санкциям в отношении компании и надеется, что он будет рассмотрен до конца года.

«Мы ведем работу, привлекли адвокатскую компанию Baker botts из Вашингтона, завершаем готовить пакет документов, – сообщил глава ННК. – Надеемся, что в ближайшее время наши адвокаты обратятся в OFAC (департамент Минфина США по контролю за иностранными активами – прим. «НиК»). Надеемся, что до конца года OFAC рассмотрит наши документы».

Еврокомиссии не доверяют «Северный поток-2»

Юридические институты далеко не всегда помогают российским копаниям. В этом отношении на газовом рынке сложилась определенная ничья. С одной стороны, Еврокомиссия по энергетике признала, что не может получить мандат на проведение переговоров по строительству «Северного потока-2».

«Между странами ЕС нет единогласной поддержки предоставлению мандата Еврокомиссии на ведение переговоров с Россией», – сообщил глава ЕК Жан-Клод Юнкер.

С другой стороны, хозяйственный суд Киева изменил способ исполнения решения по взысканию с «Газпрома» штрафа в размере $6,7 млрд долларов.

«Если до сих пор можно было взыскать только средства «Газпрома», размещенные в банках, то теперь взыскания распространяются на все имущество должника», – писал министр юстиции Украины Павел Петренко в Facebook.

В начале 2016 года украинские власти оштрафовали «Газпром» на 85 млрд гривен (около $3,5 млрд) за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа. С учетом пени к настоящему моменту штраф вырос до 172 млрд гривен.

«Газпром» оспаривал решение в нескольких судебных инстанциях, но проиграл. Последнее решение не в пользу компании 22 февраля вынес Киевский апелляционный хозяйственный суд.

С российской точки зрения, претензии Киева абсурдны. Газовый контракт, заключенный Россией и Украиной в 2009 году, не обязывает «Газпром» полностью загружать транзитные мощности – указан максимальный объем в 110 млрд кубометров в год, который «Газпром» может поставлять для транзита. Никаких обязательств по перекачке или принципа «транспортируй или плати» в договоре нет, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) не имеет полномочий регулировать транзит газа.

Иск наглядно показывает, что Киев если и не сможет остановить строительство «Турецкого потока» и «Северного потока-2», то в состоянии начать забирать часть российского газа, который идет на экспорт в страны ЕС, поскольку главное имущество «Газпрома» на Украине – это газ. Петренко, правда, заверил, что санкции Киева не коснутся «газа, который идет по транзиту…, идет по контрактам, которые есть со странами ЕС, и эти контракты предусматривают соответствующие обязательства. И мы, как очень ответственный партнер для стран ЕС, не будем делать те вещи, которые могут навредить безопасности наших стран-соседей». Тем не менее от отбора голубого топлива российской стороне сложно застраховаться.

Каспий для транзита

На днях российское Министерство иностранных дел сделало любопытное заявление относительно возможности прокладки трубопровода по дну Каспийского моря. Посол по особым поручениям МИД России Игорь Братчиков, который возглавляет делегацию России на переговорах по статусу Каспийского моря, сообщил, что Россия считает односторонние действия стран, намеренных прокладывать трубопроводы через Каспийское море, недопустимыми из-за рисков трансграничного характера.

«Твердо убеждены, что односторонние действия по данному вопросу недопустимы, так как любая авария на транзитной энергетической инфраструктуре может повлечь за собой непрогнозируемые экологические риски трансграничного характера», – цитирует Братчикова РИА Новости.

Интрига в том, что ни одна из стран, владеющих частью побережья Каспия, о строительстве трубопроводов не заявляла. Проекты есть, но строить никто ничего не решался именно потому, что статус Каспия не определен. Страны даже не могут договориться о том, рассматривать этот водоем как море или как озеро, поэтому и не выработали единой позиции относительно его разделения. Отраслевые эксперты уверены, что заявление представителя российского МИД носит декларативный характер.

Эксперт института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко заметил, что, скорее всего, заявление имеет превентивный характер и призвано сохранить статус-кво, имеющееся на Каспии. Он отметил, что правовой статус водоема пока не принят главным образом из-за позиции Ирана.

«Иран хочет, чтобы Каспий был нарезан на равные доли всеми странами, поскольку именно в иранской части шельфа ничего нет. Если распределить поровну, то ряд месторождений они получат. Поэтому Тегеран блокирует все переговоры, которые не отвечают его интересам», – пояснил эксперт в интервью «НиК». Демиденко считает, что заявление надо рассматривать именно в связи с проблемой разграничения шельфа Каспийского моря и в контексте твердой позиции России по данному вопросу.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов также уверен, что данное заявление может быть реакцией на возможное строительство Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря для транспортировки туркменского газа в ЕС. Газопровод хотят строить уже больше 20 лет.

«Вопрос о строительстве Транскаспийского газопровода периодически возникает. Но проблема в том, что между Туркменией, Азербайджаном и Ираном не урегулирован вопрос шельфа. Они его до сих пор не поделили. Северная часть Каспия, которая относится к России, Казахстану и Азербайджану, разделена. В конце 90-х годов между Туркменией и Азербайджаном даже были небольшие столкновения. Тем не менее часто представители США и ЕС продолжают делать заявления о своей заинтересованности в Транскаспийском газопроводе. Об этом может говорить и Туркмения, которая даже построила газопровод в направлении Каспийского моря. Россия и Иран при этом дежурно заявляют: мы против», – рассказал Сергей Правосудов в интервью «НиК». Он отметил, что никаких реальных шагов по прокладке газопровода по дну Каспийского моря не делается.

материал подготовлен oilcapital.ru

#Роснефть #Ирак #Аналитика #Газпром #Сибирь #Нефть #Газ #Иран
Подпишитесь