Posted 11 октября 2017, 16:38

Published 11 октября 2017, 16:38

Modified 7 марта 2024, 17:07

Updated 7 марта 2024, 17:07

Развод по-питерски. Как провалилась реновация в городе на Неве

11 октября 2017, 16:38
В Северной столице пытаются создать общественное движение, называющее своей целью «защиту» процесса переселения граждан из хрущевок. При этом как участники движения, так и его противники сходятся в одном: местная реновация провалилась.

10 октября в Петербурге должна была состояться пресс-конференция, посвященная презентации нового движения в поддержку реновации в городе на Неве. Среди участников мероприятия — инициатор создания движения, скандально известный депутат Госдумы Виталий Милонов, генеральный директор компании «Воин-В» — одного из операторов реновации в Северной столице — Олег Глущенко, жители хрущевок из нескольких районо города.

По неким техническим причинам пресс-конференция была отменена и перенесена на неделю. Однако пресс-секретарь Милонова Илья Евстигнеев пересказал «Новым Известиям» основные тезисы программы нового движения.

Во-первых, Петербургу реновация, возможно, даже нужнее, чем Москве. В городе на Неве 7 тыс. хрущевок, в столице в программу попали около 5 тыс.

Во-вторых, уже мало, кто помнит, но в городе на Неве чуть менее 10 лет назад программа реновации уже стартовала.

«Однако компании-операторы больше времени тратили на суды и изучение постоянно меняющегося законодательства, чем собственно строили новые квартиры и расселяли старые. По факту, программа реновации в Петербурге почти за 10 лет была выполнена менее, чем на 10%», — констатирует Евстигнеев.

И дело не в застройщике, а в рассогласованности. Общественники же предлагают сесть и договориться, всем со всеми.

«Это должны быть, как активисты за реновацию, так и активисты против, операторы-застройщики, депутаты и исполнительная власть, как на уровне региона, так и федерального центра. Вместе нужно выработать понятные правила», — пояснил пресс-секретарь Милонова.

Также новое общественное движение планирует объединить уже существующие инициативные группы, чтобы направить их энергию в конструктивное русло.

«Кто-то более радикален, кто-то менее. Но нельзя допустить, чтобы недовольство прежней программой выплеснулось на улицы», — пояснил собеседник «Новых Известий».

Новое движение сейчас проходит процедуру регистрации в Минюсте. И в перспективе намерено добиваться «широкого представительства» в Общественной палате как Санкт-Петербурга, так и России, чтобы влиять на решения по реновации и на региональном и на федеральном уровнях.

При этом Евстигнеев подчеркнул, что о противостоянии депутата Милонова с официальными властями Петербурга «даже речи не идет». Мол, сложности с реализацией прежней программы, прекрасно известно и губернатору Полтавченко. И перед обоими политиками стоит одна задача — разрубить этот гордиев узел.

Напоследок Евстигнеев отметил, что ряд оппозиционеров и представителей петербургского градозащитного сообщества, огульно критикуя власть, не только не способствуют решению обсуждаемой проблемы, но мешают этому процессу.

Один из ярких представителей упомянутого градозащитного сообщества, глава фракции «Справедливая Россия» в Законодательном собрании города Алексей Ковалев был скептичен:

«Поскольку никакой конкретики по поводу «новой волны» реновации нет, нечего и оценивать, — заявил он «Новым Известиям». — Но и такая «общественная инициатива» выглядит более, чем странно. История с нашей нынешней «реновацией», да и недавние московские события показали, что нужно обсуждать конкретные законодательные предложения и программы, а не жонглировать лозунгами. Потому что людям это может боком выйти».

В свою очередь жительница петербургского квартала Ульянка, попавшая в зону реновации от 2008 года, Наталья Баланюк рассказала «Новым Известиям», что на одной из прошлых пресс-конференций Виталий Милонов даже назвал тех, кто против реновации — агентами Госдепа.

При этом в Арбитражном суде Петербурга сейчас слушается дело по продлению реновации Ульянки до 2024 года. Истец — ООО «Воин-В» отмечает, что ранее не мог исполнить договор из-за судебных процессов, в ходе которых многие разрешительные документы были признаны незаконными.

А Баланюк и ее единомышленники обвиняют компанию-оператора в уплотнительной застройке, вырубке внутриквартальных скверов, нарушении строительных норм, прав инвалидов, пожарных нормативов и в целом российского законодательства.

«Достали! Строят окно в окно на расстоянии шести метров от существующих домов новые 18-этажные. Прокуратура бездействует. Дома не сносят, ни один дом за девять лет реновации у нас не был расселен. А теперь хотят программу и дальше распространить… Очень выгодно: земля бесплатно в собственность, штрафные санкции отсутствуют, ответственность отсутствует. Сицилийская мафия о таком и не мечтала!» — возмущается она и добавляет, что за 8,5 лет действия программы строители построили на этих землях целый ряд домов, однако городу в рамках реновации передали лишь несколько десятков квартир.

В курсе патовой ситуации с реновацией и в Смольном. Источник в администрации Петербурга рассказал «Новым Известиям», что на уровень конкретных комитетов никаких новых указаний по поводу реновации в последнее время не спускалось. Скорее всего, Милонов и его единомышленники действуют самостоятельно.

Также источник подчеркнул, что с самого начала, в отличие от Москвы, где деньги на расселение хрущевок идут из городского бюджета, в Петербурге реновация была исключительно инвестиционным проектом. Поэтому задействовано в нем было достаточно небольшое число городских чиновников. Даже местный Жилищный комитет не принимал участия в разработке концепции, а лишь участвовал в приемке немногочисленных квартир, сданных несколько лет назад.

В комитете по градостроительству и архитектуре Петербурга нам также указали на наличие у города действующей программы реновации, принятой в 2008 году. В нее было включено 40 кварталов ветхого и аварийного жилья. Инвесторы «Воин-В» и «СПБ Реновация» должны были построить до 2018 и 2019 годов соответственно свыше 8 млн квадратных метров жилья, фактически же было сдано только 127 тыс. «квадратов».

В числе причин фиаско в комитете по градостроительству и архитектуре назвали протесты людей и соответствующие суды, проблемы с наличием свободной земли («стартовых пятен») и изменения в федеральном законодательстве, например, в части историко-культурной охраны и зеленых насаждений общего пользования.

В комитете признали, что нынешняя правовая ситуация не позволяет успешно завершить прежнюю реновацию. А раз не завершена та, то и о «новой волне» говорить преждевременно.

Кто прав, а кто виноват в ситуации с петербургской реновацией, пока не может решить даже суд. Процесс расселения домов фактически потонул в ворохе решений судов первой инстанции, апелляционных определений более высоких и только планирующихся рассмотрений.

Однако договоры с инвесторами были заключены до 2018-2019 годов. А это значит, что какое-то решение все равно придется принимать. Либо продлять неработающие программы, либо менять под них законодательство, либо придумывать новые программы, либо вовсе отказываться от расселения. На этом фоне пиаровские мероприятия Милонова представляются пустыми хлопотами, - в отличие от Москвы, в бюджете Петербурга нет и не будет триллионов рублей на новое строительство.

Подпишитесь