Кто-то остроумно назвал события, происходящие сегодня в мире, и в России в частности, «Новым Средневековьем» - все эти крестные ходы и пляски на костях Николая II, памятники автомату Калашникова, разгул казачества и прочее...
А вот еще один, и довольно неожиданный образец такого «средневековья» появился в мятежном Луганске, - о нем с гордостью сообщил «ЛуганскИнформЦентр». В одной из тамошних школ решили внедрить (слава богу, пока что добровольно) образовательную систему некоего Владимира Базарного. Например, «для улучшения здоровья» дети будут по сигналу специальной лампы (прямо как «собаки Павлова») вставать за конторки, или начинать писать перьями.
Ну и, разумеется, мальчики и девочки там учатся раздельно. Это для того, чтобы четче проявить их половые особенности. Ведь одним скоро родину защищать, а другим – рожать защитников родины...
Впрочем, послушаем директора этой школы Вадима Благушина:
Мальчики направо, девочки налево
Базарный занимается разработкой и внедрением этой системы уже около 30 лет. По его методике работают школы во всем мире, сейчас их более трех с половиной тысяч. В России методика Базарного сертифицирована, прошла множество проверок, и даёт реальные положительные результаты, что подтверждено массой документов.
Методика профессора Базарного вызывает большой интерес в Израиле, с ним связывались и американцы....
Сразу подкупило то, что Владимир Базарный по профессии офтальмолог, профессор, на его счету более шести тысяч операций на глазах. Как человек мыслящий, анализирующий, Владимир Филиппович решил разобраться в причинах огромного количества глазных патологий. И со временем принял решение оставить медицину и заняться системным сохранением здоровья детей. Так что если бы меня попросили определить его методику одним словом, я назвал бы её "здоровьесберегающей".
В методике Базарного около 60 пунктов. Все эти вещи очень простые. Большое преимущество в том, что в учебной программе ничего не меняется. Не меняется и продолжительность урока. Просто для того, чтобы сберечь здоровье ребенка, создаются такие условия, при которых он его хотя бы не портит. И при этом нет никакой обязаловки, это творческий процесс.
Начну с совместно-раздельной системы обучения. В этом учебном году в нашей школе открылись три первых класса: класс мальчиков, в котором 20 учеников, класс девочек, где обучаются 24 первоклассницы, и смешанный класс из 26 детей.
Зачем это было сделано? Все просто: чтобы из девочки вырастить женщину, а в мальчике поддержать мужское начало. Базарный долго занимался исследованиями и приводит интересные данные. Когда дети в 6-7 лет приходят в школу, то девочки биологически старше, самой природой так устроено. Мальчики догонят потом – в 16-17 лет. Но в смешанном классе учитель, конечно, уделяет повышенное внимание более зрелым девочкам. Они поднимают руки, они более послушны, они отвечают. И, вольно или невольно, основное обучение идёт, так сказать, «по женской линии». Если в классе 30-40 человек, то на мальчиков зачастую просто времени не хватает, они садятся на задние парты и ищут легкий вариант – списать у девочек. Конечно, тех, у кого хорошая генетика, трудно задавить – они потом бунтуют, дерутся и все-таки, в конце концов, становятся мужчинами. Но часть устраиваются, приспосабливаются и так всю жизнь и проводят "на задней парте".
Результат – сегодня мы наблюдаем женоподобных мужчин, которые в 40 лет лежат на диване, и женщина очень часто не знает, что с этим «ребенком» делать. И уже даже не стоит вопрос о том, чтобы защищать государство – такой человек не может защитить, накормить, обеспечить свою семью. А ведь это святая обязанность каждого мужчины.
Но самое страшное в другом: если подобное происходит на протяжении 25-30 лет, а затем в следующем поколении, то закрепляется на генетическом уровне. А если эти процессы продолжаются три поколения – 75 лет, то фактически становятся катастрофой.
У девочек – противоположная проблема, они становятся мужеподобными. Как-то ко мне в кабинет привели двух семиклассников, которые обижали, «прессовали» одноклассницу. Я начал в лучших традициях советского воспитания: «Вы же мужчины, как вы можете?..» Смотрю – они не воспринимают, глаза стеклянные. Я тогда остановился и спросил: «А что случилось, пацаны, зачем вы так?» Оказалось, одноклассница… била мальчишек ногой в пах. А они не знали, как на это реагировать, и отвечали, как умеют.
В связи с «равноправием» у нас все перемешалось: девочки ведут себя как пацаны, а мальчишки – как девочки. Конечно, эту ситуацию надо исправлять.
Воспитание будущего «пушечного мяса»...
В классе мальчиков мы повесили пластмассовые щит и меч, которые нам подарили на 1 сентября пограничники, настоящие мужики. Просто видя этот символ перед собой, мальчишки начинают даже по-другому мыслить.
И спортивной подготовке будущих мужчин стали уделять значительно больше внимания. У нас ежегодно проводится конкурс «Будь готов к защите Родины», набираем команду из 10 человек для выступления на городских соревнованиях, где дети бегают, стреляют, подтягиваются. Наши ребята традиционно входят в десятку лучших из 50 учебных заведений. Казалось бы, хорошо. Но все мои попытки сделать так, чтобы мы вошли в тройку призёров, не увенчались успехом. Одна из причин в том, что мы не можем найти мальчиков, которые подтягивались бы больше 20 раз. И как мы детей ни тренируем, они просто физически не могут этого сделать.
Теперь в кабинете мальчиков постоянно висит турник. На перемене они прыгают, подтягиваются, занимаются на нём. Профессор Базарный убеждён, что для будущих мужчин это лучшее упражнение – разрабатывается плечевой пояс, каркас мышц, который держит позвоночник, не даёт ему расслабиться. А больной позвоночник – это больной организм, это стержень, на котором всё держится.
Уже есть первые результаты. Мы повесили турник совсем недавно, а в 30-й школе он висит с 1 сентября, и некоторые первоклассники уже подтягиваются по 10 раз.
...и будущих производителей «пушечного мяса»
У девочек другое – куклы. Материнский инстинкт сидит в каждой девочке очень глубоко, но его тоже нужно поддерживать. Владимир Филиппович советует, чтобы эти куклы были мягкими и обязательно сделаны своими руками. Они с единомышленниками в детском саду проводили опыт. Выбрали 15 девочек, дали пятерым американских Барби, пятерым – пластмассовых кукол и пятерым – мягких, сделанных своими руками. Попросили взять кукол на руки. Дети держали Барби на вытянутых руках, рассматривая, пластмассовых кукол крутили в руках, а мягких инстинктивно взяли тем жестом, каким мать берет ребёнка. Потом попросили бросить кукол. Барби просто отлетели, отброшенные, пластмассовых девочки спокойно положили, а мягких – прижали к себе, заслонив руками. По-моему, комментарии излишни.
Теперь на уроках труда девочки будут шить для себя мягких кукол. А каждый урок физкультуры, что бы ни было в учебной программе, для мальчиков будет начинаться с подтягивания, а для девочек – с глубоких приседаний, которые развивают мышцы таза и ног.
Благодаря этой методике мужское и женское начала в детях не задавливается, а наоборот, прорастает. Мальчики начинают конкурировать между собой, а не с девочками. К девочкам у них возникает другое отношение – интерес, уважение, желание защитить.
Методика обучения профессора Базарного называется параллельно-раздельной. На дворе XXI век, и нет никакой необходимости разделять школы на мужские и женские, как это было до революции. Дети учатся отдельно, внутри классов конкурируют девочки с девочками, а мальчики – с мальчиками. А выходя на перемену, они знакомятся, общаются, выстраивают свои отношения. Дети на сцену выходят вместе, на соревнованиях на стадионе – вместе, на экскурсии тоже ездят совместно. Никакой изоляции нет, все внеклассные мероприятия – общие. Так что родительские опасения излишни.
Встать-сесть, встать-сесть!
Одна из основных технологий, предложенных профессором Базарным, смена динамических поз на протяжении всего урока. Как это происходит? На обыкновенном столе устанавливается конторка, один учащийся сидит, а другой стоит. В классе работает таймер, через каждые 15 минут он подает сигнал, все дети поднимаются. По углам класса расположены мигающие фонарики, ребята смотрят на каждый по очереди, крутят головой. На потолке тоже размещен тренажер – разноцветные полосы. Дети поднимают головы, водят глазами, двигают шеей, фокусируют внимание на этих полосах. У них происходит расслабление глазной мышцы и одновременно – двигательная активность.
А потом дети меняются местами. Тот, кто сидел – стоит, и наоборот. Никакого насилия: если ребёнок говорит, что хочет сидеть, – пожалуйста. Может, он плохо чувствует себя в этот день – пускай сидит.
Некоторые родители называют этот метод «обучение стоя». Ни в коем случае! Если ребенок будет все время стоять, у него разовьется варикоз. Речь идет только о смене динамических поз. Потому что главные проблемы современных школьников – сколиоз, зрение и сосудистые заболевания, связанные с неподвижностью.
В классах с раздельным обучением дети ведут себя спокойно, мальчики играют с машинками и конструкторами, девочки – с куклами. Потому что они неоднократно вставали и садились на протяжении урока.
Назад, к перьям!
Раздельное обучение вводится только на добровольной основе. Мы вначале рассказали родителям об этой системе, показали документальный фильм, выступление Владимира Базарного. Те, кто захотели, записали своих детей в эти классы. А те, кто решили подождать результатов или не согласились с нашим мнением, определили своих детей в привычный смешанный класс. Но это, кстати, ещё и лучше. Для нас это возможность анализировать, сравнивать результаты.
Сейчас родители планируют купить для детей перьевые ручки с чернильницами. Ведь, согласно методике Базарного, рука – своего рода стрелка нашего организма, которая показывает, все ли нормально в головном мозге. Профессор заметил, что, когда мы пишем шариковой ручкой, шарик так быстро двигается, что мы не успеваем создавать образы. А мышление должно быть образным. Поэтому сейчас наши первоклассники пишут карандашами, а потом будут писать тем, чем писали наши предки – перьевыми ручками. Это позволяет, не торопясь, выводить буквы в такт дыханию. А в старших классах будут наливные ручки с картриджами.
Выступил там, встретился с педагогами, побывал у нас в школе. Здесь, на месте, Базарный подсказал нам новые интересные вещи. К примеру, в своих рекомендациях он предлагал создавать в классах экологические панно, которые зрительно раздвигают пространство. Ребята смотрят не на скучные обои, а на картины природы, чувствуют себя уютнее, спокойнее, увереннее. У нас архитектура здания, большие окна, увы, не позволили этого сделать. И профессор посоветовал во всех углах классов нарисовать деревья, ветки которых «раскинутся» по стенам. Углы как бы исчезают, пространство визуально раздвигается, комната становится как будто круглой, в ней прибавляется воздуха. Обязательно сделаем это!»