Как говорится в докладе, множество детей в странах с низким и средним уровнем дохода на душу населения сталкиваются с перспективой упущенных возможностей и получения низкой заработной платы во взрослой жизни. Это происходит потому, что начальные и средние школы не могут дать им необходимые инструменты для того, чтобы добиться успеха в жизни.
Аналитики отметили, что во всем мире наблюдается кризис образования. Эксперты пришли к выводу, что некачественное школьное обучение - не просто потерянные возможности для развития, но также большая несправедливость для детей и молодежи.
В докладе говорится, что без образования никак нельзя решить задачу по ликвидации бедности, создать базис для процветания всех слоев населения. Несмотря на то, что в развивающихся странах ученики проводят в школах все больше времени, всё равно миллионы детей не обучены читать, писать, выполнять простые математические действия. Результатом кризиса обучения становится всё усложняющаяся ситуация в социальной сфере. Только качественное образование может помочь молодым людям получить работу, хороший заработок, здоровье и жизнь в достатке и способствовать социальной сплоченности, считают эксперты.
25% лучших учеников в странах со средним доходом, в том числе и в России, оказались бы среди 25% отстающих в странах с высоким доходом. Об этом пишет газета "Ведомости", ссылаясь на положение из доклада. В Перу, например, половина второклассников не смогли прочесть простейшие слова, половина третьеклассников в Никарагуа - сложить пять и шесть.
Каждый третий ученик из Кении, Танзании и Уганды не смог понять предложенных элементарных фраз. В Индии в сельской местности почти три четверти учащихся младших классов не смогли решить простой пример по математике. Несмотря на то, что учебные навыки бразильских школьников отчасти улучшились за последние годы, уровень образования в этой стране всё ещё крайне низкий.
Всемирный банк отмечает, что свыше 60% учеников начальной школы в развивающихся странах не обладают минимальными навыками. Они не способны выполнить простые расчеты с целыми числами, объяснить диаграмму. В странах с высоким доходом это могут почти все дети, окончившие начальную школу: 99% в Японии, 98% в Норвегии, 91% в Австралии.
Эксперты убеждены, что низкое качество рабочей силы является результатом игнорирования властями важности образования. Проблема заключается в недостатке работников, способных к обучению, так как им не привили этот навык в детстве. Подобные люди всю жизнь работают, получая низкую зарплату, в местах, где требуется минимум навыков чтения и счёта.
Ещё одну проблему представляет доступность образования. Множество детей школьного возраста не могут попасть в школу. Свыше 260 миллионов детей не учатся в начальной или средней школе из-за военно-политических конфликтов в их странах, дискриминации по полу, инвалидности и других препятствий. Но даже начиная обучение, дети оказываются не готовы к нему из-за голода, болезней, отсутствия денег у родителей. Уровень образования педагогов также очень низкий.
Директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко в комментарии "Ведомостям" отметил, что в России 15% школьников, судя по результатам ЕГЭ, так и не овладевают базовыми знаниями и навыками. Впрочем, за последние четыре года показатель улучшился: раньше их было около 25%.
В России ситуация с образованием зависит от территориальных признаков и уровня обеспеченности. Старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов рассказал, что родители детей, особенно в Москве и крупных городах, среди граждан с высоким уровнем дохода начинают заботиться об образовании ребёнка ещё до поступления в школу.
Эксперт подчеркнул, что в столице актуальна проблема "переподготовки" первоклашек, из-за чего им неинтересна школьная программа. Дети скучают на уроках и не получают навыков непрерывного обучения. Для большинства родителей "официальная норма" - высшее образование, минимум - среднее профессиональное. В школе дети занимаются дополнительно - чем ближе к экзаменам, тем больше.
Напомним, что в числе майских указов президента Владимира Путина также была концепция развития математического образования. Согласно статистике, уровень математического образования в России действительно вырос. Однако в стране остается много регионов с серьёзными проблемами в системе образования.
В своем докладе Всемирный банк предлагает конкретные меры, направленные на то, чтобы помочь развивающимся странам решить кризис образования. Аналитики отмечают, что, когда страны и их лидеры делают принцип "обучение для всех" национальным приоритетом, стандарты в области образования могут значительно улучшиться.
В докладе приводятся несколько рекомендаций по улучшению качества образования. Эксперты отмечают, что следует контролировать итоги обучения детей в начальной и средней школе. Кроме того, школы должны быть открыты для всех детей без исключения. Ещё следует мобилизовать все силы, заинтересованные в качественном образовании, в том числе представителей бизнеса.
Всемирный банк считает, что следует развивать национальные и международные системы оценки, причем не только результатов школьников, но и подготовки детей к школе, навыков учителей, качества менеджмента школ, достаточности финансирования, готовить детей к школе еще с рождения: помогать матерям с питанием, создавать условия для обучения на дому, развивать систему яслей и детских садов.
Аналитики пишут, что необходимо облегчить финансовую нагрузку на родителей школьников, к примеру за счет бесплатного школьного питания. Также необходимо разработать специальные обучающие курсы для тех, кто школы уже покинул и кому недостает навыков и знаний для работы.
Исследователи обратили внимание на то, что нужно повышать качество подготовки учителей. Причем педагогов нужно мотивировать не только учить сильных учеников, но и проводить дополнительные занятия с отстающими либо переформировывать классы. Вместе с этим нужно награждать педагогов за хорошие результаты работы, а также контролировать использование ресурсов, выделяемых на образование, обратить внимание властей и школ на то, как учителя общаются с учениками, говорится в докладе.
"Развивающиеся страны далеки от того, как надо учить детей. Многие из них не инвестируют достаточно финансовых ресурсов или делают это неэффективно. Но дело не только в деньгах: страны должны также инвестировать в потенциал людей и учреждений, которым поручено обучать наших детей", - сказал Хайме Сааведра, бывший министр образования Перу, ныне директор отдела Всемирного банка в сфере образования.
Он подчеркнул, что странам необходима реформа образования с привлечением усилий правительства, средств массовой информации, предпринимателей, учителей, родителей и детей.