Posted 30 июля 2017, 06:53
Published 30 июля 2017, 06:53
Modified 7 марта, 17:15
Updated 7 марта, 17:15
В связи с активной социальной позицией молодежи власть заинтересовалась ее воспитанием. Вдруг стало заметно, что молодежь растет, как трава в поле; что государство, традиционно предоставлявшее детям разнообразные бесплатные занятия, почему-то все время сокращает эту сферу своей деятельности. Чтоб нас не обвинили в голословности, приведем слова не кого-нибудь, а главы Следственного Комитета Иркутской области (декабрь 2016 г.): «Вы много в Иркутске и области бесплатных секций знаете? Дал поручение допросить тренеров и директоров спортшкол здесь в Иркутске. У всех показания одни — там, где нечастные бесплатные спортшколы в этом году деньги идут только минимум на зарплату тренеров. На другое денег нет — на форму, ремонт, соревнования поездки и прочее нет денег. Не знают, как выжить.
Очень много езжу по территории области, всегда захожу в школы и интернаты. Спортивные площадки и футбольные поля уже имеющиеся используются может быть в одном из десяти случаев — нет сертифицированных ворот, сертифицированного спортинвентаря, денег на поддержание в приемлемом состоянии... Мы куда вообще идем, мы на что деньги жалеем? На ребятишек, наше будущее. Сейчас получается так. А потом совершенно достойные родители не знают, что делать с ребенком — то ли повесится, то ли сядет. Этих случаев на глазах масса».
О том, почему «жалеют деньги» и «куда мы идем», я скажу в конце статьи. Сейчас хочу рассказать о дополнительном образовании, катастрофически сокращающемся, насмотря на то, что по официальным данным все только улучшается. В действительности чиновники придумывают все новые правила, по которым дополнительное образование усыхает, как шагреневая кожа. Одно из новшеств в этом направлении – персонифицированное финансирование, по которому, в среднем, каждый ребенок может рассчитывать не более чем на 1-2 бесплатных кружка (а на тех, кто вообще не ходит в кружки «экономим», зорко контролируя, чтоб эти деньги не пошли любознательному ребенку, желающему заниматься в трех кружках).
Новации в области образования нещадно бьют и по педагогам, преподающим дополнительные предметы. Как правило, это яркие сильные личности, способные организовать такие занятия, куда дети ходят по своему желанию, добровольно – просто потому, что нравится. А привлечь детей в условиях конкуренции с интернетом сегодня гораздо сложнее, чем еще 15-20 лет назад.
Но если Вы думаете, что работодатели лелеют и оберегают таких работников, Вы очень ошибаетесь. Работодатель сегодня делает все, чтобы их уволить – ведь в условиях самостоятельности образовательной организации на практике ничто не мешает ему «сэкономить» на ставках преподавателей и еще выгодно сдать помещение кружка. По данным Росстата только в 2015 году число педагогов дополнительного образования сократилось на 1600 человек. И за каждым – уникальный кружок, целый мир взаимоотношений, интересное времяпрепровождение наших детей.
Дальше, простите, расскажу о себе. Вот уже десять лет преподаю дистанционно в московской школе авторскийдистанционный курс «Библейские истории в шедеврах мирового искусства». Курс – лауреат не одного конкурса; детям и родителям он очень нравится. Мои ученики в этом году заняли первое место в межрегиональном конкурсе «Свеча России». Это я не для того, чтоб похвастаться, рассказываю, а чтоб показать – никакие заслуги не спасут кружок от разорения просто потому, что так хочет администрация.
Поскольку я являюсь известным борцом за права бюджетных работников, беспримерно унижаемых и обобранных сегодняшним работодателем (см., например, интервью со мной на федеральном канале ОТР), администрация моей школы «Технологии обучения», которая уже просто не знает, как меня уволить, вычитала в Приказе Министерства образования от 9 января 2014 года о дополнительном образовании, что бывает такая форма обучения – внеаудиторная (самостоятельная). И мой курс перевели с сентября 2017 года в разряд «для самостоятельного обучения». Возмущенные родители детей-инвалидов, которым я преподаю, отправили коллективное письмо в Департамент образования Москвы. Вот фрагменты из него: «Наши дети в силу своего состояния здоровья и так лишены многих обычных возможностей социализации: подавляющее большинство из них имеет справку с рекомендацией надомного обучения. Нам не понятно, на каком основании они должны быть лишены общения с учителем. Почему работа по освоению нашими детьми курса тем самым фактически перекладывается школой на нас, родителей? Почему дети должны изучать этот курс самостоятельно, когда в школе работает автор курса, учитель высшей категории?... По словам Ирины Витальевны, пометка «для внеаудиторного обучения» сделана администрацией для того, чтобы лишить ее любимой работы. Это результат ее общественной деятельности, в первую очередь публикации в статье«Вопрос дня: Почему ректор получает 2 миллиона, а преподаватель 20 тысяч» («Новые Известия») ееоткрытого письма Министру образования Ольге Васильевой.
Однако преследование общественного деятеля за счет интересов учеников, на наш взгляд, недопустимо».
Департамент переслал родительское письмо для ответа администрации школы и зам.директора А.Н.Архипова написала бесстыдный многословный ответ, спокойно отказав детям-инвалидам в их законном праве получать дополнительное образование именно с учителем. Моральная сторона вопроса давно никого из управленцев не интересует: они выискивают в законе возможность прищучить работника и «сэкономить» в свой карман по максимуму. Ведь это так удобно: предоставить детям доступ к дистанционному курсу для самостоятельного изучения, Приказ Минобра позволяет. Пусть колупаются сами. А не получится – пусть родители помогут, почему бы им, родителям детей-инвалидов, при их-то занятости, не взять на себя еще и труд учителя? Тем более что деньги, выделенные на работу учителя в таком случае «экономятся», а затем выплачиваются по решению директора сотрудникам (не трудно догадаться, каким именно).
Так что по Приказу Минобра ничто не мешает любому директору уже сегодня перевести хоть все дополнительное образование в разряд «самостоятельного» обучения. Главное, что при этом школа не потратит ни копейки на труд педагога.
... В начале статьи я обещала рассказать о том, почему «жалеют деньги» и «куда мы идем» (куда мы ужепришли, описано в сильнейшей речи главы Следственного Комитета Иркутской области, очень советую познакомиться). Так вот, «деньги жалеют» потому, что сейчас по закону «сэкономленное» просто некуда деть, как выплатить сотрудникам (угадайте, каким именно). Про Иркутскую область не изучала документы, но про Челябинскую скажу. Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2016 г. № 784 увеличен размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих с двенадцати должностных окладов до тридцати восьми должностных окладов. Увеличен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с двух до тринадцати денежных вознаграждений для лиц, замещающих отдельные государственные должности Челябинской области. А уж кому платить ЕЖЕМЕСЯЧНО просто должностной оклад, а кому 38 таких окладов, решает руководитель. И все по закону.
Может быть, все же наше руководство дозреет до понимания того, что нынешний закон самоуправного распределения зарплат ведет страну в пропасть? Прошу всех подписать мою петицию об этом.