Олег Горюнов, "Новые Известия"
Это событие не попала на первые полосы газет, вообще федеральные СМИ его проигнорировали. И только местное издание "7Х7" опубликовало небольшую заметку, обильно снабженную фотографиями:
"В селе Кай Кировской области 11 сентября открылся дом-музей имени Феликса Дзержинского. Открытие приурочили к столетию создания органов безопасности и 140-летию со дня рождения чекиста. Одноименный музей появился в селе еще в 1938 году и просуществовал до 1994 года. В 2015 году году местные жители предложили его воссоздать. В 2016–2017 годах построили новое здание и создали экспозицию, посвященную жизни и работе Дзержинского. Финансировала создание мемориала компания «УРАЛХИМ». На открытии присутствовали представители ФСБ и других силовых ведомств, ветераны и депутаты Госдумы. Как это было — в репортаже фотографа «7x7» Сергея Юферова"
Дом-музей Железного Феликса в Кировской области был создан при поддержки Фонда, который был организован по инициативе депутата Госдумы Рахима Азимова. Компания "Уралхим", к которой он имеет самое непосредственное отношение, выделила на строительство музея более 50 миллионов рублей. В рамках своей программы "Уралхим" - культурные традиции" компания оказывает поддержку проектам, связанным с патриотическим воспитанием молодежи."
"Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Рахим Азимов, принимавший участие в церемонии открытия музея, особо подчеркнул, что инициатива о воссоздании музея не была спущена сверху, а исходила от жителей села Кай... "Музей Дзержинского в Кировской области - это дань народной памяти", - заявил парламентарий. Он также отметил, что и в дальнейшем проект не будет оставлен без внимания, будет сделано всё, чтобы народная тропа к музею расширялась".
Надо заметить, что 5 сентября в Кировской области был открыт памятник Дзержинскому.
Дом-музей Дзержинского был открыт ровно через неделю - 11 сентября.
Рахим Азимов был избран депутатом Госдумы от Кировской области.
Новость вкладе единоросса Азимова в увековечивание палача Дзержинского прокомментировал "НИ" писатель Виктор Ерофеев:
"Мне кажется, что "Единая Россия" плывет к своему берегу - к Дзержинскому, они вместе. Думаем: Дзержинский, подразумеваем "Единую Россию", думаем: "Единая Россия", подразумеваем Дзержинского. Все правильно, все встает на свои места. Еще немного - и в гестапо".
Для справки - результаты деятельности Дзержинского как руководителя "красного террора":
Согласно Роберту Конквесту, всего по приговорам ревтрибуналов и внесудебных заседаний ЧК в 1917—1922 годах было расстреляно 140 тысяч человек.
Исследователь истории ВЧК О. Б. Мозохин на основании архивных данных подверг критике эту цифру. По его словам, «со всеми оговорками и натяжками число жертв органов ВЧК можно оценивать в цифру никак не более 50 тыс. человек». На основании изучения протоколов заседаний Чрезвычайных комиссий он отметил также, что приговоры к высшей мере наказания были скорее исключением, чем правилом, причём большинство расстрелянных было казнено за общеуголовные преступления.
В конце 1919 года специальная комиссия, созданная генералом Деникиным, определила количество погибших от проводимого Советской властью террора только в период 1918—1919 годов в 1 766 188 человек, включая 260 000 солдат и 54 650 офицеров, около 1,5 тыс. священников, 815 тысяч крестьян, 193 тысяч рабочих, 59 тысяч полицейских, 13 тысяч помещиков и более 370 тысяч представителей интеллигенции и буржуазии.
Историк С. В. Волков, оценивая «красный террор» не в узком смысле — как расстрелы органами ВЧК по постановлению о красном терроре, а как всю репрессивную политику большевиков за годы гражданской войны (1917—1922), указывал, что число жертв красного террора при таком подходе оценивается до 2 млн человек. Историк указывал, что иногда называют и бо́льшие цифры, но в таких случаях к жертвам террора относят такого рода жертвы, как смерть от голода и болезней оставшихся без средств к существованию членов семей расстрелянных и тому подобное.
А вот что заявил президент России Владимир Путин:
"…Достаточно вспомнить расстрелы заложников во время Гражданской войны, уничтожение целых сословий, духовенства, раскулачивание крестьянства, уничтожение казачества. Такие трагедии повторялись в истории человечества не однажды. И всегда это случалось тогда, когда привлекательные, на первый взгляд, но пустые на поверку идеалы ставились выше основной ценности — ценности человеческой жизни, выше прав и свобод человека. Для нашей страны это особая трагедия. Потому что масштаб колоссальный. Ведь уничтожены были, сосланы в лагеря, расстреляны, замучены сотни тысяч, миллионы человек. Причём это, как правило, люди со своим собственным мнением. Это люди, которые не боялись его высказывать. Это наиболее эффективные люди. Это цвет нации. И, конечно, мы долгие годы до сих пор ощущаем эту трагедию на себе. Многое нужно сделать для того, чтобы это никогда не забывалось".