Сайт «BRAND ANALYTICS. Система мониторинга и анализа бренда в социальных медиа и СМИ» проанализировал участие социальных сетей в муниципальных выборах 10 сентября:
Явка на выборы, прошедшие 10 сентября, в большинстве регионов России признана рекордно низкой. В социальных медиа в течении недели так же отражался низкий уровень внимания к событию, однако накануне голосования, благодаря распространению информации о «тихих выборах», обсуждения в социальных медиа достигли 25-30 тысяч сообщений в сутки. Высокую активность обсуждений продемонстрировали пользователи соцмедиа старше 35 лет, молодежь мало вовлекается в политическую повестку. Москвичи при низкой явке показали рекордную активность в обсуждениях, однако призывы к голосованию заглушили раскаты салюта и до избирательных участков дошли немногие. Всего за неделю с 5 по 11 сентября по тематике было опубликовано 125 тысяч сообщений от 65 тысяч авторов.
Среди активных авторов соцмедиа больше всех говорили о выборах жители Москвы – 3,6% от всех активных авторов региона высказались по тематике, так же среди политически-активных регионов отметились ЕАО и Ярославской области – 2,1%, Псковская область – 1,9%, Республики Крым и Камчатского края – 1,6%, Карачаево-Черкесия, Калининградской, Архангельской и Тверской областей.
Наиболее активно обсуждали выборы пользователи старше 35 лет. Как правило в этом возрасте авторы публикуют мало сообщений, однако по теме выборов они высказались гораздо активнее, чем в среднем по социальным медиа. Доля авторов в возрастной группе 35-44 лет, которая в соцмедиа составляет 11%, в тематике обсуждения выборов составила 16,9%, 45-54 года – 9,7% при среднем показателе 3,8%, а доля авторов старше 55 лет – 14% при среднем 5%.
Контекст обсуждений
Наиболее обсуждаемыми персонами в контексте выборов стали Владимир Путин и Сергей Собянин, причем последний в негативной тональности – большинство сообщений содержат упоминания о замалчивании мэрией Москвы информации о муниципальных выборах, осуждение реновации, критика проблемных зон города в последнее время – ремонт и сужение дорог, ливневки и др.
Также среди обсуждаемых персон – Элла Памфилова, Дмитрий Гудков, Алексей Навальный, Максим Кац и другие.
Персона | Сообщений | |
1. | Владимир Путин | 7 294 |
2. | Сергей Собянин | 6 718 |
3. | Элла Памфилова | 3 081 |
4. | Дмитрий Гудков | 2 975 |
5. | Алексей Навальный | 2 385 |
6. | Екатерина Шульман | 2 067 |
7. | Валентина Горбунова | 1 718 |
8. | Дмитрий Медведев | 1 551 |
9. | Илья Яшин | 1 306 |
10. | Максим Кац | 1071 |
11. | Люся Штейн | 881 |
Наибольшее число сообщений содержат упоминания партии Единая Россия – более 13 тысяч.
В топ-7 обсуждаемых партий так же вошли КПРФ – 8 тысяч упоминаний, ЛДПР – 5,8 тысяч, Яблоко – 5 тысяч упоминаний, Справедливая Россия – чуть более 3 тысяч, Парнас 1,3 тысячи, Патриоты России – 1 тысяча сообщений.
Как по возрасту авторов, так и по рейтингу обсуждаемых партий и персон, и контексту обсуждений, можно сказать, что привлечь внимание молодежной аудитории к выборам не удалось и по-прежнему в голосовании и обсуждении политической повестки в соцмедиа принимает население старшего возраста. Кроме того, ни в одном из регионов выборная тематика не формировала новостную повестку ни накануне, ни даже в день голосования: доля авторов, высказывающихся по тематике колебалась от 0,3% до 3,6% от числа активных авторов соцмедиа в регионе.
В топ-5 самых цитируемых ссылок в сообщениях пользователей соцмедиа вошли официальные сайты ЦИК и Мосизбирком с адресами избирательных участков и списками кандидатов, но лишь на 4 и 5е место. Их с существенным отрывом обошли сайт Дмитрия Гудкова, видео-обращение Екатерины Шульман и пост Ильи Варламова с обвинениями власти в организации «тихих выборов» в Москве и призывами к участию в голосовании. Возможно, для повышения явки одних призывов недостаточно и адреса избирательных участков тоже следовало распространять более активно.