Мне, вероятно, возразят: дескать, хам торжествует с ноября 1917 года. Это да, если во всероссийском, так сказать, масштабе. В Москве же все-таки было несколько иначе. Надежда у москвичей оставалась все 70 лет коммунизма.
Столицу, конечно, изрядно изгадили лениными и прочими истуканами, но это происходило в рамках строго идеологических, когда как с точки зрения чистой эстетики, все было намного приличнее, чем теперь. Стоит взглянуть лишь на памятники Маяковского или Горького на Тверской, на конструктивистскую архитектуру (которая еще не уничтожена). При Советах еще жили люди, воспитанные в классической культуре, которые (те, кто выжил при Сталине) воспитали в ней и своих учеников. Коммунисты же в тонкости эстетики лезли не слишком, мнение экспертов старались уважать, понимая на подсознательном уровне собственную эстетическую ущербность.
Но с перестройкой все посыпалось – власть растерялась. Объявив о всеобщей демократизации, она сама не ожидала, чем это обернется с точки зрения «прекрасного».
И пошло-поехало. В мутной воде вместе с талантами объявились отчаянные графоманы, которые в результате и выплыли в силу природной наглости.
Одной из первых ласточек стал художник Глазунов, которому за неведомые миру искусства заслуги подарили целую Академию! А вот мировому классику Илье Кабакову, скажем, никто ничего не подарил. Тогда же и пошла всходить звезда Зураба Церетели, по-грузински человека очень обаятельного и пластичного, но только в общении, а не в искусстве.
Откуда было полуграмотному чинуше Лужкову знать о церетелиевском художественном шарлатанстве? Пусть цветут все цветы! И они расцвели. И главный из них – на Москве-реке в позе победителя.
Волей судеб я был призван тогда в ту самую бесславную комиссию по установке этого чудовища. Горький сарказм (даже не ирония) ситуации заключался в том, что Петр уже стоял!..
Вот дабы узаконить это стояние, мэрия и собрала этакую типа комиссию типа экспертов, которые должны были сказать...
А что они могли сказать, если деконструкция памятника обошлась бы в десятки миллионов тогдашних увесистых долларов. Зато на заседаниях комиссии, я на собственной шкуре понял, что такое власть на Руси, и что от власти на Руси нужно держаться очень и очень подальше. Это были предельно циничные заседания, на которых предельно циничные люди предельно цинично объясняли неразумным предельно великие достоинства истукана.
Было и голосование. Я оказался в числе жалких троих членов комиссии, сказавших «нет».
Ну а осенью, по холодку, ровно 20 лет назад истукана торжественно открыли. Попытались, правда, тогда же и взорвать некие революционеры, но к сожалению неудачно.
Зато изделие прочно вошло во все рейтинги самых уродливых строений на земле.
Вот тогда-то хам окончательно и восторжествовал в столице.
Если Лужков, смею надеяться, творил свои шедевры точечной застройки отчасти не со зла, отчасти по эстетическому своему неведению, то Собянин со своей тотальной урбаниной по поводу эстетики уже и не заморачивается. Никаких комиссий по установке очередного памятного истукана типа Св. Владимира или вот свежего Автомата Калашникова собирать не собирается.
Все предельно цинично - ешьте, что дают.
Реновацию, благоустройство, ливневую канализацию...
И Москва ест.
И даже нахваливает.
Потому что 20 лет – срок более чем достаточный для повсеместного утверждения хама.