Posted 29 августа 2017, 15:02
Published 29 августа 2017, 15:02
Modified 8 марта, 01:59
Updated 8 марта, 01:59
Вначале о том, как проблема выглядит со слов московских властей.
В Москве ударными темпами идёт строительство ТПУ – транспортно-пересадочных узлов. Проект стали называть “чистые ноги”, так как в результате его завершения москвичи смогут с комфортом переходить из метро к станциям центрального транспортного кольца или остановкам общественного транспорта по специальным переходам. На сайте правительства Москвы сообщается, что до 2020 года планируется построить 271 транспортно-пересадочный узел в Москве.
По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, транспортно-пересадочный узел «Парк победы» построят до конца 2020 года. Он позволит пассажирам с любого вида транспорта сразу попасть в общественную зону с удобной, продуманной навигацией, благоустройством, транспортной и социальной инфраструктурой. Это обеспечит комфортные и безопасные условия пересадки. Здесь также разместят пункт полиции, комнаты матери и ребенка, уборные. Проект разработан с учетом удобства для маломобильных людей. По стеклянной галерее пассажиры смогут безопасно перейти со станции метро «Парк Победы» в Яблоневый сад, который будет расширен. Заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин заявил, что перед проектировщиками было поставлено условие, чтобы ни одного дерева не было вырублено при возведении ТПУ.
Удлиненные перроны высадки-посадки пассажиров наземного транспорта разместят в разных частях ТПУ. Каждый сможет принимать несколько автобусов одновременно. На перронах и на выходе из метро установят навесы, которые защитят пассажиров от непогоды. Улицу Барклая расширят, организуют на ней одностороннее движение. Это позволит снизить нагрузку на дороги в районе пересечения улицы Барклая и Кутузовского проспекта...
Часть площадей ТПУ отдадут предприятиям торговли, бытового обслуживания и бизнеса. Будет возведен многофункциональный центр, в состав которого войдут банк, офисы, магазины, апартаменты, диспетчерская и подземный паркинг на 2 тысячи автомобилей. Это позволит создать новые рабочие места. За счет города будет построена технологическая часть транспортно-пересадочного узла, остальные объекты возведут инвесторы. От реализации этого проекта в бюджет города поступит порядка 4 млрд рублей”, - сообщается на портале Портал комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы.
Кажется, все понятно? Не стройка, а благодать какая-то с яблоневым садом впридачу. Однако читаем теперь сайт инвестора-застройщика. Это, конечно, группа "Ташир", которая с началом собянинского правления прочно обосновалась в лидерах коммерческого строительства.
На сайте группы компаний «Ташир» информация о ТПУ “Парк победы” выглядит лаконично и помещена в раздел «Торговые центры». Проекту даётся следующая характеристика: “На общей площади порядка 237 тыс. кв. м «Ташир» разместит транспортную инфраструктуру, четырехэтажный торгово-развлекательный комплекс, 35-этажный деловой центр и жилые апартаменты с подземным паркингом. В рамках проекта по благоустройству территории будет построена стеклянная пешеходная галерея между транспортно-инфраструктурными объектами и прогулочной зоной Парка Победы”.
Получается, что власти Москвы говорят об инфраструктуром проекте для улучшения транспортной ситуации в городе, а вот застройщик - о торговом центре, офисной башне, высотой более 100 метров, и апартаментах. Чувствуете разницу?
Впрочем, для того, чтобы новое строительство не нарушали облик города и смотрелись гармонично, ТПУ и ТРЦ должны быть включены в генплан Москвы, отвечать правилам землепользования и застройки, а также получить обязательное одобрение у москвичей на публичных слушаниях на каждом из этих этапов.
И здесь у строителей что-то пошло не так.
Член Союза Архитекторов, автор нескольких десятков архитектурных и градостроительных объектов Александр Айрапетов и общественный активист района «Дорогомилово» Инна Жаркова бьют тревогу: по их словам, происходит грандиозная подмена понятий: вместо того, чтобы разгружать дороги, мотивировать горожан пересаживаться с автомобиля на общественный транспорт, фактически вместе с транспортно-пересадочным узлом около метро “Парк победы” возводится грандиозный комплекс коммерческой недвижимости.
“Создается дополнительная нагрузка на транспортную сеть – очевидно, что 100-метровое здание (35 этажей) с парковкой на 2000 мест способствует не уменьшению, а увеличению числа машин. Это серьёзная дополнительная нагрузка на транспортную сеть. То есть, с одной стороны москвичей хотят пересадить на общественный транспорт, увеличивая тротуары, вводя платные парковки, тем самым разгрузить город от пробок и улучшить экологическую обстановку, а с другой – строят огромные комплексы в самых загруженных районах Москвы. Это очевидное противоречие.
Кроме того, существует специальная процедура - «транспортное моделирование». Проверялось ли здесь, что произойдёт с без того тяжелой дорожной ситуацией после постройки такого "транспортно-пересадочного узла”? – задается вопросом А. Айрапетов.
“Транспортно-пересадочный узел Парк Победы, призванный помогать организовать комфорт для пассажиров общественного транспорта, фактически будет являться точкой притяжения для автомобилистов, которые будут приезжать в 4-этажный торговый центр, 35-этажный деловой центр и апартаменты. Все делается не ради перехода со станции метро на станцию электрички, как при строительстве других ТПУ. Строится переход в никуда”, - так и напишите в своей статье, - говорит кандидат в муниципальные депутаты района Дорогомилово Инна Жаркова.
Александр Айрапетов напоминает, что по Конституции гражданам РФ гарантирована благоприятная окружающая среда, в которую входит и «визуальный комфорт». Так вот, 100-метровое здание в непосредственной близости от Поклонной горы и Триумфальной арки – это определенно серьёзное изменение облика города. Башня станет высотным ориентиром всего района, закрыв собой более важные объекты. В районе Парка победы находятся мемориалы павшим воинам в двух войнах. Надо понимать, что с возведением ТПУ облик этой части города изменится кардинально. Возведение подобных строений невозможно без широкого обсуждения, с участием профессионалов, архитекторов, жителей Москвы, так как сооружения такого масштаба касаются не только жителей района Дорогомилово, но всех москвичей.
Впрочем, и архитекторы могут ошибаться. Именно для общественного консенсуса должны проводиться публичные слушания, на которых власти и застройщики должны доказывать пользу своих новаций. Однако, как говорит Инна Жаркова, “на публичных слушаниях присутствовали финансово мотивированные и специально подготовленные граждане, подписи многих жителей под протоколами ставились без их ведома, люди были проинструктированы, что писать в бланках с замечаниями." К проведению процедуры отнеслись не просто формально – ее беззастенчиво нарушили. Среди подписей под протоколом нашли даже автограф бабушки, которой на момент подписания исполнилось бы 102 года, если бы только она была жива...
По словам Александра Айрапетова, действующие Правила землепользования и застройки допускают строительство высотностью до 105 метров. Необходимо внести в них изменения: ограничить высотность, с учётом ландшафтно-визуального анализа, но не более 10 метров. Исключить застройку зелёной зоны напротив Парка Победы и исключить на прилегающей территории любое строительство, кроме того, что необходимо для организации действительно удобного и безопасного транспортного узла.
Ну а пока суд да дело, стройка идёт полным ходом.
Кстати
На сайте Change.org продолжается сбор подписей против строительства транспортно-пересадочного комплекса "Парк Победы". В петиции сказано:
1. Строительство, каких бы то ни было массивных сооружений в данной местности, имеющие целями существенное переустройство геобазиса предполагаемого района, принципиально опасно в силу разлома земной коры, проходящего под данной территорией и многочисленными карстовыми пустотами. Это создает опасность обвала, как самих зданий, так и опасность для проходящей уже здесь подземной ветки метро, которая будет проходить под ними. Данные геологоразведки 80-х годов при этих планах систематически игнорируются. И если при прокладке ветки метро в силу ее инженерной конструкции ими еще можно было пренебречь, то наземные конструкции здесь строить категорически недопустимо.
2. Эта территория представляет собой единый ландшафтно-архитектурный комплекс с мемориалом Парка Победы, закрепленный на базовых видах Москвы, известных во всем мире. Таким образом, строительство, в том числе высокоэтажных (25-30 этажей) зданий испортит эти закрепленные виды и станет грубейшей формой неуважения к памяти Великой отечественной войны. Единый комплекс Парка Победы с прилегающими территориями позволяет говорить о необходимости придания местности статуса особо охраняемой территории.
3. Не первый год происходят попытки ползучего уничтожения Яблоневого сада, который обладает признаками, позволяющего также придать местности статус особо охраняемой территории. В саду любили бывать Булат Окуджава, Валентин Никулин, Алексей Баталов и другие. В данном случае имеются основания полагать, что осуществляется попытка под видом строительства торгово-развлекательного комплекса перейти к ликвидации самого Яблоневого сада.
Таким образом, мы так же требуем с целью предотвращения дальнейших противоправных действий придать всему Яблоневому саду и прилегающим территориям статус особо охраняемой территории. Напоминаем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственные и муниципальные органы власти возложены предупреждения техногенных катастроф и разрушения мемориально-ландшафтных памятников.
В данном случае на наш взгляд серьезно нарушаются нормы Градостроительного кодекс РФ, ФЗ РФ Об особо охраняемых территориях, параметры программы Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера», Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия.
Корреспондент "НИ" дозвонилась в пресс-службу компании "Ташир", но получить оперативный комментарий перед публикацией статьи нам не удалось.