Posted 13 августа 2017,, 17:30

Published 13 августа 2017,, 17:30

Modified 8 марта, 02:06

Updated 8 марта, 02:06

"Окно в Европу" -2017: игровое кино уступило документальному

"Окно в Европу" -2017: игровое кино уступило документальному

13 августа 2017, 17:30
В Выборге завершился кинофестиваль «Окно в Европу»

Сложившееся в первой половине фестиваля впечатление неадекватности собранных фильмов несколько рассеялось к его середине. В конкурсе совместной кинопродукции выделились две документальные ленты, контрастирующие с далекими от актуальности и надуманными игровыми. «Убеждения» Татьяны Чистовой (Россия-Польша) – рассказ о том, как судьбу призывников, чьи убеждения не позволяют им служить в армии, решают люди, в принципе не способные понять, как здоровые ребята могут иметь пацифистские взгляды. И если бы в Конституции не было прописано право молодого человека выбирать род государственной повинности, заседания призывных комиссий заканчивались бы не отказами, а столь же рутинными приговорами за уклонение от воинской службы.

Еще один документальный фильм той же программы - «Красный русский» Чарли Брауна (Россия-Португалия-Бразилия) - можно смотреть не только как обычное экранное действо, но и как оригинальное учебное пособие. Его героини – бразильянка и две португалки, приехавшие в Москву совершенствовать актерское мастерство у известного педагога Владимира Поглазова. Картина дает редкую возможность увидеть, как влияют друг на друга отношения между актрисами и их персонажами, и как мастер проясняет для них и для зрителей зрителя то, что мы сами, даже если бы и заметили, не смогли бы сформулировать. Так образуется полифоническое целое, в котором искусство и жизнь сплетаются в единое целое.

Эти две картины и были награждены жюри вместе с «Чужим домом» Русудан Глурджидзе (Россия-Грузия-Испания-Хорватия), игровой лентой, снятой в традициях старого грузинского кино и перекликающейся со «Временем танцора» Вадима Абдрашитова (20-летие этого знакового фильма отмечалось на фестивале) - в обоих случаях речь идет о семьях победителей, которые вселились в дома побежденных.

В главном конкурсе «Осенние премьеры» актуальный фильм оказался всего один – снятый без участия государства дебют Романа Жигалова «Лес». Это погруженная в семейный, школьный и социальный контекст драматическая история 16-летнего парня, влюбленного в замужнюю соседку вдвое старше его. События фильма происходят в северных краях, где полным ходом вырубают леса, не оставляя местным жителям возможностей для нормальной жизни. «Лес» не свободен от перехлестов и чрезмерной символики, но подкупает своей энергией и стремлением подняться над частным случаем, чтобы увидеть мир в его широте и сложности. Судя по всему, именно за это фестивальное жюри признало его лучшим дебютом.

Авторы других картин этой программы не ставили перед собой столь объемных задач. Вот, к примеру, полуфантастический «Цензор» Константина Шелепова, бюджет которого собран методом краудфаундинга, то есть по принципу «с миру по нитке», который используется все чаще, поскольку позволяет реализовать проекты без господдержки и цензуры Минкульта. Сюжет этого фильма сводится к тому, что сотрудники некой государственной службы проверяют на себе компьютерные игры, чтобы ограничить уровень их жестокости, но в процессе тестирования так заигрываются и ожесточаются, что переносят насилие из виртуального мира в реальный. Вместе с ними заигрываются авторы - по уровню садизма и количеству кровавых сцен «Цензор» уступает разве что японским киномясорубкам. И если бы виртуальное насилие в самом деле провоцировало реальное, через пару часов после показа «Цензора» обезлюдел бы не только фестиваль, но и весь город.

Еще меньше претендовали на актуальность комедия Ольги Поповой «Девушка с косой» о семейных разборках в новогоднюю ночь (она получила диплом жюри за актерский ансамбль), «Лавстори» Петра Тодоровского-внука (ему достался приз президента «Окна в Европу» Армена Медведева) – «роуд муви», на протяжении которого некогда влюбленные друг в друга водитель лимузина и заказавшая машину обеспеченная содержанка разбираются друг с другом, и оставшийся без наград «Добрый вечер» Федора Константиновича, где тем же занимаются четверо постояльцев мотеля.

Несколько большего внимания заслуживает удостоенный приза жюри за высокий уровень визуально-музыкального решения «Хармс» Ивана Болотникова, построенный на обрывках невольных воспоминаний умирающего в тюрьме НКВД поэта. Фрагменты эти подчас интересны, но, увы, не складываются в целостную картину и, главное, не дают представления о страшном времени, в которое пришлось жить ему и окружавшим его поэтам - в частности, Алейникову и Заболоцкому, обрисованным в фильме еще более поверхностно, чем главный герой.

При таком раскладе сил в главном фестивальном состязании не пришлось удивляться тому, что наибольшее количество наград собрал довольно стильно снятый, но пустоватый фильм Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (о нем см. предыдущий репортаж из Выборга). Не смогли его обойти даже придирчивые члены Гильдии киноведов и кинокритиков, правда, отдавшие ему свой диплом, а не приз «Слон», который в этом году, как и в позапрошлом, не достался никому.

Собранные в неигровом конкурсе работы были значительно злободневней, а конкуренция - не в пример сильнее. Об этом свидетельствует уже разнообразие награжденных: главный приз присужден драматическому фильму Натальи Гугуевой «Форсаж. Возвращение» о военных летчиках, которые после циальный приз – «Последнему вальсу» Юлии Бобковой о покойном композиторе Олеге Каравайчуке и поселке Комарово, в котором жила питерская творческая интеллигенция, а дипломы – Евгению Григорьеву за фильм «Про рок» о современных музыкантах, Елене Ласкари за фильм «Татьяна и её дети» о многодетной, в том числе суррогатной матери, а также документальной комедии Ивана Твердовского-старшему за фильм «Велком ту пирамида» о трех шпицбергенцах, которым начальство поручило создать на острове центр арктического туризма. В «зрительском» конкурсе ожидаемо победила «Бабушка легкого поведения», а второе и третье места заняли соответственно «Аритмия» Бориса Хлебникова и упомянутая выше лента Александра Ханта, о которой речь шла выше.

В заключение нельзя не сказать о двух внеконкурсных фильмах, которые вызвали возмущение ряда участников фестиваля. Это военный детектив Александра Касаткина «Три дня до весны», героями которого являются сотрудники НКВД, якобы спасшие блокадный Ленинград от чумы, чьи возбудители были выкрадены фашистскими агентами из института бактериологии, и показанная на закрытии фестиваля сентиментальная драма «Сын» Славы Росса, в которой наша мафия выкрадывает и возвращает русской матери отобранного у нее финской ювенальной полицией маленького сына. Первый из них направлен на обеление советских органов безопасности, совершивших множество преступлений против человечности, а второй стремится скомпрометировать органы правопорядка соседней страны, бесстыдно приписывая им злоупотребления властью, типичные для России – в точности так же, как делали одиозные советские режиссёры в сталинские и брежневские годы.

"