Это уже второе обращение из Палаты на имя Дмитрия Медведева на тему ЖКХ. В первом речь шла о негативных последствиях введенной в этом году оплаты жильцами многоквартирных домов расходов на общедомовые нужды.
Эти расходы на практике обернулись двойной оплатой для тех жильцов, в домах которых не установлены счетчики использованных коммунальных ресурсов. Первый раз они оплачивают обычную «коммуналку» по принятым нормативам, в которую уже включена и доля расходов каждой квартиры на общедомовые нужды, второй раз – по нормативам за потребление услуг на все те же общедомовые нужды. Переплата оказалась немаленькая, что соблазнило очень многие управляющие компании даже в домах с установленными счетчиками выставлять счета, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, игнорируя показания коллективных приборов учета.
Эксперты Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, подчеркнул Сергей Катырин, считают необходимым не только отменить оплату расходов на общедомовые нужды, но и сделать обязательной установку счетчиков на вводах инженерных систем в многоквартирных домах и во всех помещениях МКД, а также предусмотреть компенсацию затрат на оплату установки малодоходным хозяйствам. Таким образом будет ликвидирована «двойная бухгалтерия», связанная с появлением в «платежках» за коммунальные услуги графы «общедомовые нужды».
Учитывая масштабность проблемы услуг ЖКХ, их качества и стоимости для населения, эксперты Палаты полагают, что комплексным решением вопросов могла бы заняться именно специальная рабочая группа, в состав которой было бы целесообразно включить представителей Минстроя РФ, Минэкономразвития РФ, ФАС России и ТПП РФ, говорится в новом письме в Правительство страны.
Тем временем с июля в России цены на коммунальные услуги снова выросли, в зависимости от региона, на 2,5 - 7 процентов, что делает вопросы переплаты за общедомовые нужды и целом проблемы ЖКХ еще более актуальными, сообщает пресс-служба ТПП РФ.
Инициативу ТПП комментирует Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт направления «городское хозяйство» Института экономики города:
Очень симптоматично, что торгово-промышленная палата обратилась с предложением к председателю правительства о создании рабочей группы по решению проблемы двойной оплаты ЖКУ в связи с включением расходов на общедомовые нужды в квитанции собственников.
У управляющих организаций зачастую полностью отсутствует возможность оперативно высказать свои пожелания к текстам проектов нормативных актов, хотя они – участники рынка. Минстрой проводит совещания со специально подобранными людьми, с ограниченным кругом лояльных к нему экспертов. И конечно, есть потребность в том, чтобы при обсуждении проектов прозвучали и критические мнения, и была высказана альтернативная точка зрения. Без учёта мнения профессионалов-практиков невозможно принять взаимоприемлемые необходимые решения. Сейчас нет прямого диалога между Минстроем и управляющими организациями. Любая рабочая группа будет очень полезна. Я не утверждаю, что Минстрой вообще не ведёт диалог, но, с моей точки зрения, с зауженным кругом экспертов, который нужно расширить. Даже, если за счет оппонентов.
По своей сути, перевод оплаты ресурсов на общедомовые нужды из коммунальных услуг в плату за содержание, проведен неудачно и привёл к негативным последствиям. Расходы воды и энергии на ОДН по сути – сообщающиеся сосуды. Расходы на коммунальные услуги уменьшаются, а на содержание – увеличиваются. Но из-за того, что оплате подлежит не фактический объем, определяемый с помощью домовых приборов учета, а расчётный по нормативу – возникают или недоплата собственниками (если норматив меньше факта), или переплата (если норматив завышен). Плохо и то, и то. А норматив всегда «неправильный» и не соответствует фактическим объемам, особенностям конструкции дома и потребления.
В большинстве многоквартирных домом в России, в 70-80 процентах МКД, установлены домовые приборы учёта. При этом, с февраля 2017 года действуетпринят норма, которая предписывает делать расчёт стоимости ресурсов на ОДН жестко «исходя из нормативов потребления» на ОДН (часть 9.2 статьи 156 ЖК). Разъяснение Минстроя РФ о том, что ОДН можно оплачивать по приборам учета, но оплачиваемый объем на ОДН «не может превышать норматив» - противоречит норме ЖК и постановления №1498.
Содержательно выполнять эту норму плохо. Но зачем принимали это требование? Нужно было сразу разрешить определять стоимость ОДН по показаниям приборов учета. А сейчас, если норматив завышен, управляющая организация вынуждена начислять завышенные суммы. С первого января 2017 года управляющие компании вынуждены выставлять счета исходя из завышенных нормативов. Там, где нормативы занижены – тоже плохо – компании не могут выставить счёт за реально потребленные объемы и вынуждены выкручиваться, чтобы оплатить расходы поставщикам ресурсов, обманывать, составлять фиктивные акты невыполненных работ.
Соответственно, ухудшается качество предоставляемых услуг. Нормативы потребления необходимы только тогда, когда в доме совсем нет приборов учёта.