Российский гигант газовой отрасли «Газпром» с 2011 года пытается начать строительство газопровода «Северный поток — 2» через Балтийское море в Германию. Проект первого газопровода — «Северный поток — 1» — компания уже реализовала. Тогда он привел к значительным противоречиям между Польшей и Германией. «Северный поток — 2», вопреки новой волне критики из Польши и возражениям Еврокомиссии, Европарламента и большей части стран-членов ЕС — должен быть построен до 2019 или 2020 года. Тогда 70% российского газа пойдет через балтийский маршрут.
Однако сегодня будущее «Северного потока — 2» выглядит плохо. Не нужно обладать способностями предсказателя, чтобы понять, что любимый проект Путина не станет реальностью. Берлин должен понять, что проект не вписывается в общий расклад, и уберечь остальную часть Европы от споров по этому вопросу. И без этого «Северный поток — 2» противоречит всем основным целям энергетической политики ЕС.
На последнем заседании совета министров ЕС по вопросам окружающей среды образовался сильный фронт, выступивший за то, чтобы Еврокомиссия провела переговоры с Москвой о рамочных условиях проекта «Северный поток». Формальный мандат Европейский Совет выдаст Еврокомиссии, вероятно, после окончания лета. Проведение переговоров ЕС означает, что идея министра иностранных дел Зигмара Габриэля провести «Северный поток — 2» в свободном правовом поле в обход европейского энергетического права провалилась.
Насколько быстро ЕС удастся согласовать с Россией рамочное соглашение, неясно. Однако неизбежны значительные промедления. На получение необходимых разрешений от Швеции и Дании Газпрому до прояснения ситуации рассчитывать не приходится. Кроме того, соглашение между ЕС и Россией должен одобрить Европарламент. В это трудно поверить тому, кто знает, сколько раз он уже голосовал против «Северного потока — 2».
Канцлер пока публично отделывается отговорками по вопросу «Северного потока — 2», чтобы не пришлось занимать позицию по существу разногласий о масштабе энергетической зависимости от России. Сейчас она должна решить и предотвратить опасное развитие ситуации. Если она сделает это быстро, то сумеет избежать того, что немецкое упрямство станет преградой именно тогда, когда у ЕС появился шанс на новые подвижки.
В западно направлении Германия выстраивает политические мосты к Эммануэлю Макрону, чтобы вновь привести в действие традиционную ось ЕС. Отношения с Востоком — сложнее, чем они были до объединения. Чтобы избежать противопоставления Востока и Запада внутри ЕС, со времен министра иностранных дел Геншера целые поколения немецких политиков работали над тем, чтобы расширить французско-немецкую ось до треугольника «Париж-Берлин-Варшава». Сегодня это тем более важно, ведь в Польше правят очень сложные партнеры.
«Северный поток — 2», который вреден с точки зрения экологии и энергетической политики, в текущей ситуации становится еще и серьезным камнем преткновения в возможном прорыве в ЕС. Поэтому Берлину не следует продолжать растрачивать свою энергию на проект трубопровода. У нас есть более важные вещи, которые нужно строить.
Оригинал здесь