В испытаниях Роскачества участвовали самые популярные у россиян торговые марки. Стоимость продукции составила от 24 до 245 рублей за банку. Большинство образцов были изготовлены в России, также в исследовании приняла участие продукция из Белоруссии, Венгрии, Германии, Китая, Молдавии и США. Около половины исследованных товаров даже соответствовали требованиям опережающего стандарта Роскачества. Это 29 марок, из которых 25 заявили о своем российском происхождении: «6 соток», «Валдайский погребок», «Виктория», «Грин Рэй», «Грядка удачи», «Д», «Дядя Ваня», «Лента», «Огородников», «О’КЕЙ», «Перекресток», «Принцесса вкуса», «Пятый сезон», «Скатерть-самобранка», «Фрау Марта», «Царь-овощ», Bonduelle (Россия), Corrado, Fine Life, Global Village, Globus (Россия), HEINZ, Lorado, Solvita, Vitaland. А марки «Зеленый Великан», Del Monte, Globus (Венгрия) и Stollenwerk также достигли показателей повышенного стандарта Роскачества.
Считается, что в современном мире вырастить что-либо в промышленных масштабах без применения специальных добавок просто невозможно. Мифы о безумном количестве применяемых пестицидов, антибиотиков, удобрений окружают множество товаров пищевой промышленности. А овощей это касается едва ли не в первую очередь. Однако исследование Роскачества показало, что опасения в отношении того, что в горошке содержатся вредные вещества, изрядно преувеличены: ни в одном из образцов не было обнаружено превышения действующих норм ТР ТС по содержанию пестицидов и нитратов. Более того, товары были исследованы на расширенный (свыше 70) перечень пестицидов, применение которых не регулируется российским законодательством. Но даже такое строгое исследование выявило в части товаров в основном ортофенилфенол, классифицируемый ТР ТС 029/2012 («Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств») как консервант Е-231, в количестве менее 1 мкг на килограмм продукта, что не несет риска для здоровья (предельно допустимая норма потребления в сутки – до 200 мкг на килограмм массы тела).
При этом ни в одном из образцов не оказалось ГМО, консервантов, красителей и сахарозаменителей. Таким образом, можно утверждать, что все самые популярные в России торговые марки зеленого горошка – это исключительно натуральный продукт.
По ГОСТу консервы могут содержать только сам свежий лущеный овощной зеленый горошек, а также воду, соль и сахар. Однако некоторые производители не только используют в производстве сублимированный и кормовой горох. А на упаковке указывают не ГОСТ, а собственные ТУ (технические условия).
Несовершенство российского законодательства позволяет даже таким товарам присутствовать на рынке, поскольку действующие в РФ обязательные требования нормируют только безопасность. Если товар не заявляется на ГОСТ, то фактически он может не отвечать стандартным потребительским ожиданиям, предъявляемым к зеленому горошку. Поэтому нарушителями из-за содержания в составе кормового гороха могут быть признаны только образцы «Барко», ЕКО и Goracio, на этикетках которых было указано, что они сделаны по ГОСТу, но по результатам испытаний ему не соответствовали.
Эксперты Роскачества рассказывают, что отличить консервы из свежего зеленого горошка от консервов из сублимированного можно в том числе по дате производства. Консервы из свежего продукта в России обычно закатываются с конца мая по конец июля, хотя для южных регионов срок может немного продлеваться; в остальное время консервированный зеленый горошек производится из сублимированного или быстрозамороженного гороха.
Консервированный зеленый горошек, на маркировке которого указан ГОСТ, должен соответствовать целому ряду строгих органолептических показателей – в частности, по размеру зерен, цвету, консистенции, качеству заливочной жидкости... Одна из самых частых проблем, выявленных в ходе исследования Роскачества, – нарушение консистенции горошка. Это грозит превратить продукт, который должен состоять из отдельных зерен, в малопривлекательную гороховую кашу.
Товары под торговыми марками «Барко», «Бобович», «Домашние Традиции», «Кормилица», «Новый сезон», «Спело-зрело», Goracio и LUTIK нарушили заявленный на этикетке ГОСТ: их горошек имел неоднородную консистенцию.
Еще одна проблема, которую никак не сможет обнаружить покупатель - несоответствия массы горошка и заливки. Исследование Роскачества показало: хотя в некоторых случаях количество горошка было выше, чем заявленное на упаковке, у отдельных производителей нашлись несоответствия по массе горошка, массе нетто консервов или же по процентному соотношению одного и другого.
Но только горошек под торговой маркой «Кубаночка» можно признать не соответствующим заявленной маркировке: на его этикетке сообщается, что товар выпущен по ГОСТу, который нормирует данные показатели. На упаковках остальных вышеназванных продуктов указано, что они выпущены по ТУ, а производитель горошка Iliada plus и вовсе не нанес на этикетку никаких нормативов. Однако если продукция импортная, как в случае с произведенным в Китае горошком Iliada plus, нормативный документ можно не указывать.