Posted 19 мая 2017, 06:34
Published 19 мая 2017, 06:34
Modified 8 марта, 01:55
Updated 8 марта, 01:55
Ирина Канторович, кандидат исторических наук, учитель, общественный деятель
Вот фрагмент ответа Минтруда на эту тему: "Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже МРОТ, а компенсационные и стимулирующие выплаты должны начисляться к окладу или тарифной ставке". Это ответ на письмо, в котором спрашивалось про оклад уборщицы в 2903 рубля (при полной рабочей неделе и восьмичасовом рабочем дне). Однако сейчас бывают оклады и меньше. В имеющемся в нашем распоряжении документе Тюменцевской Центральной районной больницы Алтайского края отражены оклады уборщика и подсобного рабочего в 2018 рублей (полная ставка) и санитарки в 2181 рубль (полная ставка).
Минтруда считает такую ситуацию нормальной. Напомню, что по действующей системе оплаты труда в бюджетных учреждениях, введенной 2008 году, базовая (гарантированная) часть оплаты без стимулирующих и компенсационных выплат должна составлять не менее 70 процентов. Нетрудно посчитать, что взяв 2903 рубля за 70 процентов, мы никак не получим зарплату, даже близко подходящую к минимальной (МРОТ) – 7500 рублей.
Но Минтруда проблем не видит. А кто должен видеть? Уборщица? Санитарка? Это она должна изучать законодательство, чтобы догадаться, что подписывая договор с окладом в 2 тысячи рублей, на самом деле ей должны платить больше? Причем, насколько больше – зависит от благорасположения администрации.
Как работник может догадаться, что в русском языке недавно изменили понятие «оклад» и теперь оно уже не означает «месячная заработная плата»? Оказывается, теперь по 129 статье Трудового кодекса «оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат».
Пусть так. Но не в две же тысячи оклад?
Такого отношения к наемному работнику, какое позволяет сегодня бюджетный сектор российского государства, история человечества не знала. Трудно представить, чтоб перед началом работы работник не знал, сколько же в итоге денег он получит. А наши реформаторы считают такое положение вещей совершенно нормальным и не требующим изменений.
Правительство уже открыто признает уникальность российского явления – «бедности работающих», по словам Ольги Голодец. На самом деле тысячи бюджетных работников России сегодня не бедные, а нищие. Ко мне как автору Петиции «Ликвидируйте механизм присвоения бюджетных средств под маркой экономии» приходит немало рассказов о зарплате ниже МРОТ при полной ставке. А как вам актуальные ставки учителей в 8-12 тысяч рублей? «Полнейшая нищета» преподавателей вузов? Врачей и медсестер? Именно из-за мизерной зарплаты и все возрастающих обязанностей только в 2015 году уволились 50 тысяч санитарок и нянечек. Вот фрагмент выступления перед депутатами (2016 г.) главы Следственного комитета Иркутской области, рассказавшем о жизни работников и пациентов в интернате для детей-инвалидов: "При увеличении количества находящихся детей в 3 с лишним раза штат был увеличен на 24%. Нагрузка на работника выросла почти в 3 раза. Зарплата же при этом уменьшилась также в 2-3 раза. При этом, заметьте, количество врачей вообще не увеличилось – на 102 ребенка 1 педиатр. Работники других интернатов говорят, что в основном то же самое. На снижение реальной зарплаты жалуются почти все... на полное отсутствие денег на текущий ремонт жалуются все... Но ставки такие, что по этим окладам никто и никогда работать не будет. Врач, работающий в системе Минздрава, получает в среднем 40 тысяч рублей в месяц. Такой же врач в системе Минобразования – 10 тыс. рублей в месяц. Плюс по существующей нормативной базе у него почему-то не идет медицинский стаж. Понятно, все ставки пустые. Понятно, детям медицинское сопровождение не оказывается. Зато «экономия»...».
Что за чума нашла на нашу страну? Почему все так плохо, спросите вы? Почему невозможно устроиться на работу, а если вам повезет найти место – будете работать за копейки, как волы?
Причина, на мой взгляд, в первую очередь в таких реформах – в введении в 2008 году Новой системы оплаты труда в бюджете и в изменении системы финансирования, по которой все выделенные учреждению деньги остаются ему, сэкономленное по закону переходит в зарплатные выплаты. На практике эти нововведения превратили бюджеты в «кормления» администраций. Администрациям выгодно всемерно «экономить» - за счет сокращения рабочих мест своим волевым решением (сейчас это можно оформить локальным актом), за счет снижения зарплат работников (это оформляется «решением» коллектива, а на самом деле администрации), за счет сокращения объема и качества услуг, выполняемых учреждением. Потому что все эти статьи «экономии» по закону просто некуда деть, как направить в стимулирующие выплаты. На практике – направить себе и «своим» сотрудникам. Причем зарплаты даже в 2,5 миллиона в месяц (!) и премии в 95,4 миллиона в год руководство не смущают. Все законно.
По сути в стране все разрастается невидимый экономический ГУЛАГ. Пусть лично работник свободен. Но экономически он ничем не отличается от узника ГУЛАГа – он работает, как вол, практически только за еду (ведь часть зарплаты уходит на услуги ЖКХ). Причем управленцы среднего и младшего звена, «кормленщики», всячески скрывают такое положение дел, подтасовывая статистику и рисуя фантастические средние зарплаты.
Ситуацию надо срочно исправлять. Иначе мы медленно, но верно идем в пропасть дестабилизации. Выход из ситуации предложен в общественной инициативе «Изменить систему оплаты труда в государственных учреждениях и органах власти РФ» и в Петиции «Ликвидируйте механизм присвоения бюджетных средств под маркой экономии!», которую подписало более 50 тысяч человек.