Posted 29 апреля 2017, 17:04
Published 29 апреля 2017, 17:04
Modified 8 марта, 02:04
Updated 8 марта, 02:04
Дорогие коллеги,
В пятницу, 28 апреля, в Москве произошёл захват усадьбы Лопухиных – комплекса зданий, расположенных по адресу Малый Знаменский переулок 3/5. Захват здания был произведён вооружённой группой лиц, действовавших под руководством сотрудников в форме полиции без каких-либо документов, подтверждающих правомочность их действий. Один из офицеров предъявил документы на имя майора внутренних войск Павла Александровича Давыденко.
Это событие стало кульминацией многолетней судебной драмы, причины которой кроются в последовательном нежелании министерства культуры РФ выполнить законную волю наследника и договорённости Михаила Горбачёва со Святославом Рерихом об условиях передачи наследия семьи Рерихов в СССР, и затем - в Российскую Федерацию.
Эти условия недвусмысленно выражены в завещании, в подписанных документах и в письме Борису Ельцину от Святослава Рериха. Главным из них является консолидация коллекции в общественной организации, которой и является «Международный центр Рерихов». Именно этой организации был передан комплекс зданий усадьбы Лопухиных, который был реставрирован за счёт средств, привлечённых центром. В то же время 286 картин, о которых пишет в своём письме президенту России Б.Н.Ельцину Святослав Рерих, в письме Владимира Мединского Владимиру Путину превратились в 282 картины. При этом реальное количество картин в государственной коллекции установить невозможно – известно только, что одну из «пропавших» картин показывает у себя, по словам представителей центра Рерихов, Музей Востока, под слегка изменённым названием, а две другие видели у одного из индийских коллекционеров.
Это не первый рейд на центр Рерихов этом году. В прошлый раз подобные события происходили 7 марта. В «Частном Корреспонденте» опубликованы свидетельства очевидцев об этом налёте http://www.chaskor.ru/article/rerih_v_opale_41874
В результате из музея Рерихов была похищена крупная партия картин http://www.chaskor.ru/article/propavshie_kartiny_41876
Формирование государственного музея Рерихов или передача его коллекции Музею Востока может состояться только после вступления в силу решения Арбитражного суда, что маловероятно, если учесть, что приговор вместе с ошибками копирует обвинительное заключение, добавляя к нему ложное свидетельство об аварийном состоянии помещения, при том, что судья дважды отказала в проведении судебной экспертизы. Именно на саботаж возможности подобной экспертизы, вероятно, и была нацелена акция по захвату здания, которая сопровождалась размещением ложных сообщений в государственных информационных изданиях. В частности, LifeNews сообщил об изъятии картин, хотя в действительности часть сотрудников центра продолжает оставаться в здании. Скорее, в очередной раз была озвучена цель акции по изъятию картин для создания «пересортицы» в коллекции Музея Востока, чтобы было сложнее заметить недостачу в госколлекции. Площадка для дорогостоящих реставрационных работ уже огорожена на территории музея.
Однако нарушение условий передачи коллекции Рерихов, совершённое с грубым нарушением норм закона может и наверняка станет поводом для подачи исков против Российской Федерации в различных международных юрисдикциях. Поскольку у этой позиции есть понятная правовая база реально достигнутых и зафиксированных договорённостей, процессы породят лавинообразную волну публикаций, совершенно справедливо констатирующих провал проекта Рерихов по возвращению наследия на родину, где оно было национализировано методами большевиков через 100 лет после революции, несмотря на то, что они уже встречались с Дзержинским, договорились обо всём с Горбачёвым и Ельциным. Центр подвело то, что скончался главный его покровитель - Евгений Примаков, а главный спонсор центра – владелец Мастер-банка – дал повод предъявить претензии к 9 подаренным им картинам из-за их возможной оплаты за счёт средств банка, у которого отозвали лицензию.
Примечательно, что в основе конфликта стоит дезинформация президента России Владимира Путина министром культуры Владимиром Мединским в отношении того, что «Международный центр Рерихов» покушается на государственную собственность. В действительности консолидация коллекции в руках общественной организации была условием передачи в Россию большей части наследия семьи Рерихов. В этих условиях конфискация картин без всяких оснований и выселение Центра до вступления в силу решения суда (при, мягко говоря, сильных позициях Центра в апелляции) являются чем-то вроде изысканного издевательства над сутью и буквой формально достигнутых договорённостей.
Лучшим способом рассудить этот судебный конфликт была бы открытая выставка всех произведений Рериха из фондов Музея Востока и госколлекций – с одной стороны, и центра Рерихов – с другой. Однако мало того, что у нас ничтожно мало шансов увидеть полную госколлекцию даже с вычетом 4 пропавших картин, так теперь уже, после конфискации, и центр Рерихов не сможет выставить те работы, которые были изъяты, что потенциально позволяет музею Востока выставить их под другим именем, чтобы, тем самым, закрыть недостачу в коллекции, каждая из картин в которой могла быть продана состоятельным коллекционерам.
У некоторых сотрудников центра Рериха есть основания предполагать, что находящиеся в государственном ведении работы Рерихов утрачены практически все, так как особая манера живописи Рерихов, позволявшая формировать те цветовые гаммы, которые имел ввиду Юрий Гагарин когда говорил, что Земля из космоса выглядит в цветах картин Рериха. Многие из картин, конфискованных во время рейда 7 марта, также перешли из качественного хранения в стеклянных колбах в стенах центра Рерихов в коробки. Для многих поколений русских художников эта история, безусловно, послужит поводом для понятных выводов. В результате через лет 10 министр культуры будет писать президенту уже о 182 или 134 картинах. Или о большем числе «общей коллекции» собранных работ, за которые России придётся отбиваться и рассчитываться по международным искам.
Как человек, ставший очевидцем событий 28 апреля, я выложил в сеть свидетельства того, как это было и написал заявление в СПЧ с просьбой поднять вопрос перед Президентом о том, что он был введён в заблуждение проектом преступного сообщества заместителя министра Пирумова, находящегося под арестом по обвинению в растратах при реставрационных работах, который также, возможно, преследует цель сокрытия утраты малой или большей части государственной коллекции работ Рерихов, которая по завещанию Святослава Рериха должна была стать частью общей коллекции в общественной организации.
Судя по всему, если не понимать нюансов делового оборота и бизнес-схем, раскрытых следствием по делу Пирумова, то трудно понять необходимость обращения Владимира Мединского к президенту России Владимиру Путину. Вместо объединения усилий для сохранения наследия Рерихов, переданного безвозмездно, государство содействовало похищению их коллекции и фактическому выселению центра на условиях даже худших, чем у жителей пятиэтажек, в то время как официально с 2017 года общественные организации стали партнёрами государства и могут получать средства из бюджета наравне с государственными ведомствами. В любом случае, это превентивный удар, но он совершён без закона, и это влечёт за собой последствия, ближайшим из которых будет, вероятно, международный скандал: http://www.bbc.com/russian/news-39752988
Учитывая, что Святослав Рерих был женат на внучке Рабиндраната Тагора, у него много родни в Индии, хотя большая часть наследства у нас. Посмотрите, что с ним происходит в России.
Интересно, как пройдёт апелляция в арбитражном суде - адвокаты должны подать иск до 5 мая, но одновременно обещают представление в коллегию на тему отказа в рассмотрении иска по существу с формальным доказательством в виде скопированного с ошибками обвинительного заключения и отказа от судебной экспертизы. А это только начало, как показывают подобные истории.
С наилучшими пожеланиями,
Иван Засурский