Posted 22 апреля 2017, 07:14
Published 22 апреля 2017, 07:14
Modified 8 марта, 02:07
Updated 8 марта, 02:07
Сергей Алиханов, поэт
Вдохновленный еще в юном возрасте бессмертным творением Гёте, свою поэму “Всенощные бдения Фауста” Дмитрий Силкан издал отдельной книгой.
Слово, которое было вначале, и является главным героем его поэмы. Человеческая мысль дотянулась до Большого взрыва, но движение губ, произносящих “слово” было ещё раньше - до взрыва.
Дмитрий Силкан поставил перед собой головокружительную творческую задачу - воссоздать деяния Слова в оживляемом пространстве, и творчество поэта вылилось в замечательное произведение, в котором возникает новая поэтическая Вселенная.
В предисловии к книге известный писатель Юрий Мамлеев говорит: "За такие стишки в давние времена на Западе фарисействующие прямехонько отправляли на костер".
"Ключевая идея Силкана – отказ от навязанной и заранее определенной реальности, бунт против "Счастья", не только обывательского, но и райского, бросок вниз головой в неизвестное. Где правда в этой поэме? Правды нет. Правда – в движении, в преодолении всего, что только есть на свете, в бесконечном и бессмысленном сопротивлении, и в коротких преходящих наслаждениях." - пишет про поэму Силкана писатель Сергей Шаргунов.
Однако многие забывают, что Силкан - автор отнюдь не одной поэмы. Он издал и колоссальную трехтомную антологию стихов “Мистерия Бесконечности”
Судьбы поэтов 19-го и 20-го веков в России очень трагичны. Менялись причины, поводы, сама ткань событий была совершенно разной, непохожей во всем, кроме трагедии поэтов. Видимо, судьба Байрона, а не судьба Гёте предопределена русской Музе, и ход времени ничего не меняет. Хочется надеяться, что новый век, благодаря усилиям Дмитрия Силкана, наперекор текущей неразберихе, станет веком творчества.
Знакомясь с творчеством Дмитрия Силкана, неизбежно приходит аналогия с Николаем Михайловичем Карамзиным, - он был первым русским поэтом, владевшим немецким языком, читавшим “Фауста” в оригинале, и который в 1789 году во второй половине июля, с рекомендательными (масонскими) письмами, приехал в Веймар, чтобы побеседовать с Гёте.
“Вчера ввечеру, идучи мимо того дома, где живет Гете, видел я его смотрящего в окно, – остановился и рассматривал его с минуту: важное греческое лицо!” - написал Карамзин год спустя, уже вернувшись в Россию, в своих “Письмах русского путешественника”.
Однако, думается, что Николай Михайлович Карамзин к Гёте все же заходил, и беседовал с ним, как с Кантом в Кёнигсберге.
Ведь только ради визита к Гете Карамзин заехал тогда в Веймар. Но в своих отредактированных “письмах путешественника” Николай Михайлович скрыл этот свой визит от Екатерины Великой, которая будучи немкой, “земляка” недолюбливала.
Утонченный внутренний диалог Карамзина с Гете, кажется, и воссоздал Дмитрий Силкан в поэме “Всенощные бдения Фауста”.
Ономастика, то есть исследование самого имени “Фауст” - неожиданно приводит нас к купцу - или, как бы его сейчас назвали - предпринимателю Иоганну Фаусту.
В немецком городе Майнце в середине 15-го века Иоганн Фауст был компаньоном (партнером) Гутенберга - изобретателя книгопечатания. Когда Гутенберг умер, Иоганн Фауст уже сам довел печатание книг - совершенно нового, небывалого тогда носителя информации! - до высочайшего качества.
Местные обыватели именно за книги - за новый носитель! - приписами Фаусту и волшебные, и опасные способности.
Так предприниматель Иоганн Фауст стал героем мистической поэмы Гёте.
Это вам ничего не напоминает?
Для тех, кто хочет узнать о Дмитрии Силкане больше, видеоинтервью с поэтом по этой ссылке.
А вот - несколько стихотворений Дмитрия Силкана, характеризующих круг его творческих поисков. Некоторые критики отмечают, что многие стихи у него неряшливы, рифмы слабы, а слова случайны. Можно спорить по поводу формы. Зато полет мысли и грандиозность образов завораживают и вовлекают в такие вершины и глубины, откуда не хочется уходить.
СПАСИТЕЛЬ
Во влажной пустоте
родился пульс, биенье,
незримая печать
на замысел легла:
частичка бытия,
рапсодия нетленья
сквозь вязкость вечных форм
материю вела...
Разбрасываясь вширь,
звук заплетая в нити,
она росла в тиши,
не ведая себя...
Но время взорвалось,
и, в сладостном наитии
вдруг осознав себя,
пробилась полынья,
что в толще мёрзлых вод
жизнь вымолила мыслью;
И вторгся в нежный мрак
огня небес росток:
неведомый цветок,
что тайным налит смыслом —
стал воплощаться в мир,
выбрасывать листок,
стремясь найти себя
во влажной тёплой хляби,
что приняла его,
как благостную весть;
и ничего теперь
рост этот не ослабит,
раз бездна вобрала
огонь — таким, как есть…
И разрастаясь вширь,
пространство вдаль объемля,
вдруг ощутив себя
пленённым в пустоте,
он устремится вниз,
позывам древним внемля,
стремясь явить чертёж
на чистовом листе...
Здесь древний тайный рок
не умалить злодейством,
помысленное — вдруг
в мир во плоти грядёт:
сквозь кровь, сквозь слизь и боль
великим тайнодейством
пред небом предстаёт
творение, чью роль
не ведаёт никто
во всех мирах вселенной;
запретный новый луч
ворвался в бытиё,
как тайна вечных тайн,
зов бездны вдохновенный —
и недостоин мир
встать пред лицом Его!
Воспламенятся вмиг
заоблачные дали
и сонм незримых сил
в испуге замолчит:
родился ЧЕЛОВЕК —
любимец мирозданья,
что сердце затаил
от истины ключи!
БРАТЬЯ ВО КРЕСТЕ
Великой жертвы бытия
зажжён был факел в Иудее
«Не я ли, равви? Ведь не я?» —
звучал вопрос... И всё быстрее
сжимала вереница дней
мистерии святой сценарий:
все сребреники иудей
впрок приготовил; и динарий
отдал он кесарю, что чтил
богов, неумолимых в гневе...
И прокуратор кроной мнил
себя на жизни божьем древе...
Все ждали только лишь сигнал,
чтоб роль свою сыграть послушно
никто свой путь ещё не знал,
в неведении простодушном:
но кто запустит колесо,
и на кого Господь укажет?
Незрим, неслышим, невесом,
Дух горний выбирал, кто скажет:
«Пора, я агнца укажу:
да будет, равви, божья воля!»
Но сердце жаждет, в кураже,
отречься от тяжёлой доли
«предателя и подлеца» —
как назовут его убийцы,
распявшие Небес Отца
под маской догмы пряча лица?
«Ту чашу мимо пронеси!
О, равви!» — стон с глухой тоскою,
ну, а в ответ лишь: «Не проси!
Иди — и делай: я с тобою!
То крест твой будет: я лишь день
унижен буду палачами —
и ляжет гневной воли тень
на мир людской, что пред очами
Всевышнего лежит во мгле
и в мерзкой страсти вожделенья...
Но в Судный день, в святом огне
грядёт земное очищенье,
и да настанет высший суд:
да изольётся чаша гнева
на мир греха — и не спасут
ханжей слащавые напевы,
что повторяют в суете,
с надеждой вымолить прощенье...
Явлюсь я в силе, в красоте
и нечестивым дам отмщенье!
Сейчас же должен пострадать
посланник, миром зла распятый,
и смертным не дано познать
сей замысел: невиноватый
взойдёт на крест — таков закон
людской толпы, что жаждет крови;
в злодействе будет обвинён
злодеями Сын божий — снова
толпы беснующейся крик
вдруг перейдёт в оскал звериный,
покроет скорбь незримый лик
Всевышнего...
И ты, невинный,
сей жертвы крест прими со мной,
испей до дна вино страданий,
и сытой мудрости земной
отринь советы — в них незнанье
божественного бытия,
что в Вечности безмерной длится...
Взойдём на крест: лишь ты, да я —
и факел жертвы возгорится!
МОЛИТВА
Этот сумрачный мир
полуночных молитв
и мечтаний пустых
отблеск внутренних битв,
цепенеющий стон,
уводящий во тьму...
Я взываю, молюсь...
Но кому? Но кому?
Гулкий мрак окружает
и лишь странный туман
размывает сознанье:
впереди — океан
несказанных томлений
в слепой пустоте...
Вновь слова возникают...
Но не те! Но не те!
И опять ощущаешь:
в этой тьме, впереди,
разрываясь восторгом,
возникает в груди
опьяняющий звук —
первопульс Пустоты...
Уж не Ты ли, мой Боже?
Может, Ты? Может, Ты?
И ищу я на стыке
абсурда и грёз
Первобога вселенной:
кто – Пилат… иль Христос?
Только бьётся в висках
звук, рождённый во мгле:
«Бог — всему запределен...
И тебе!.. И тебе!..»
ДВЕ ПОЛОВИНКИ ДУХА
Ты вспомни, вспомни, ведь когда-то
с тобой в одно мы были слиты:
два гордых духа, звёздных брата,
оторвались от царской свиты,
стремясь лететь к свободе полной —
соединив в паденьи руки,
стремились к свету, к жизни вольной,
отвергнув фальшь придворной скуки...
В обличьи ангелов небесных
неслись в одеждах звёздной пыли:
нас так манила неизвестность
и мир иной — но нас «купили»
на обещанья наслаждений
в проявленном пространстве формы,
где правит всем отсчёт мгновений,
и где уже никто не помнит
ту жизнь, в прекрасном чистом духе,
что цепью времени не связан...
И расцепились наши руки,
и каждый был пройти обязан
рожденье в новом грубом теле,
что ведает пространства свойства...
«Даётся каждому по вере!» —
но тело верит лишь в довольство
и исповедует «блаженство»:
всё пресно, стёрта чёткость граней,
небес забыто совершенство —
лишь тлеет уголёк в сознаньи!
Но … эта искорка исканий,
гармоний высших сфер созвучий,
в обход наград и наказаний,
отринув блажь благополучья
стремится нас вести к свободе,
к познанью истинной основы...
Да, всё продумано в природе,
но в духе — только страсть!
И снова
отвергнем мы подсчёт унылый
и доводы «карьеры-в- боге»:
лишь дерзновенье бунта — сила,
что отвергает смрад убогий
обыденности ложных истин
и прозябания в «блаженстве»:
где тело облетит, как листья,
душа — увянет в фарисействе...
Ты вспомни, вспомни!..
Ведь однажды
покой отбросив сил небесных
мы в бездну ринулись, где каждый
летит во мрак с горы отвесной:
там нет проторенных тропинок
и нет надежд — лишь свет познанья,
и где дороги Половинок
расходятся... Где расставанье
им предначертано до срока:
когда опять, в земной юдоли,
не видя смысла, цели, прока,
поднимут чашу скорбной доли
и снова устремятся в бездну —
песчинкой в Вечности растаяв…
...Объятья мир свои отверзнул —
возьмёмся за руки, взлетая!..
ПИЛИГРИМЫ ВСЕЛЕННОЙ
Исполины стремительных,
ярких столетий
прошивают ткань времени
ровным стежком:
«Что же было? Что будет?»
— никто не заметит
что сейчас есть —
и за деревянным божком,
что языческий мир
уберёг в поле ратном,
проступает
иконно-вылизанный лик,
и змей времени
свился кольцом троекратным,
задушив злую поступь жрецов...
Только крик
вырывался из горла
Земли обнажённой,
что была обесчещена
сталью свинца:
меч Крестовых походов,
святынь обожжённых —
это путь без начала,
тропа без конца...
Но идут всё по ней
пилигримы с дарами:
впереди — темнота,
позади — адский жар;
и лишь мост на цепях
над зияющей раной,
что на лоне Земли —
будто ангельский дар:
он с небес привнесён
и разорван кроваво —
боль и страх,
как причастие сумрачных лет!
...Кто взыскует —
бредёт, напоённый отравой
из стремлений вперёд,
ожиданий побед:
горы сыплются скалами
в плоть океана,
пилигримы срываются
в пропасть со скал,
и зияет познанья
открытая рана,
будто облик небес:
свой ощерит оскал,
лишь приблизится к ней
очарованный странник,
что бредёт по-над бездной
в исканьях пути;
но исканий кристалл,
временной многогранник,
озарится на миг
— и уже не найти
этот отблеск во тьме
долгозвучных столетий,
что как корни пронзили
структуру миров:
этот мрак не познает никто,
не осветит,
но... слепые бредут,
и над ними — покров
из мечты безнадёжной,
но грозно манящей:
будто зов-в- никуда,
словно дверь в пустоту —
и дерзание духа
в надрыве слепящем
Вифлеемской звездою
пронзит на лету,
и умчится стремглав —
той безумной кометой,
что разрушит
пространства и времени стык.
...Пилигрим не дойдёт
до желанного света:
ведь его долгий путь —
даже меньше, чем миг!
...И песчинки дорог,
и крупинки идущих
наполняют пустыню
таинственной мглы...
Бесконечности круг,
только давит гнетуще:
«Есть ли смысл и цель
этой скорбной Игры?»