Posted 18 июля 2016,, 10:51

Published 18 июля 2016,, 10:51

Modified 8 марта, 02:39

Updated 8 марта, 02:39

Уволить худрука легко, заменить практически невозможно

Уволить худрука легко, заменить практически невозможно

18 июля 2016, 10:51
Уволить худрука легко, заменить практически невозможно

В глухую пору летних отпусков, пока коллектив пермского «Театра-Театра» восстанавливается после насыщенного сезона Министерство культуры Пермского края в одностороннем порядке расторгает договор с художественным руководителем «Театра-Театра» Борисом Мильграмом.

На сайте Министерства приведены причины и основания столь шокирующе-внезапного увольнения: «поводом для принятия решения послужили систематические нарушения руководством театра норм действующего законодательства, а также срыв реконструкции сцены театра». Далее поясняется, что заявленные Борисом Мильграмом «принципы» (где заявленные, когда и какие именно не проясняется), но утверждается, что они (принципы худрука) «не соответствуют пониманию функций возглавляемого им театра, не соответствуют задачам, которые были закреплены за государственными учреждениями концепцией государственной культурной политики, утвержденной президентом РФ, государственной стратегии развития театрального дела на территории РФ». В качестве примера несоответствия государственным задачам приводится срыв гастролей театра «Сатирикон» на пермской сцене.

Конкурс на замещение вакантной должности объявлен до 1 августа 2016 года.
Сам Борис Мильграм дал подробное интервью местным СМИ, где заявил, что считает обвинения надуманными. Ответственность за срыв реконструкции здания театра, равно как инцидент с гастролями «Сатирикона» худрук «Театра-Театра» возлагает на краевое министерство, обвиняя министра культуры Пермского края Игоря Гладнева в сведении личных счетов.

Труппа театра, находящаяся в отпуске, своего отношения к увольнению руководителя «Театра-Театра» еще не высказала (да и никто артистов не спрашивал).

Новостные порталы и социальные сети смакуют разыгравшийся скандал, который ширится и выходит из берегов. И, похоже, скоро все окончательно забудут его реальные поводы, погрузившись в выяснения «личной кухни». И, как часто бывает, обвинение в «краже серебряных ложечек» так и останется висеть в воздухе.

Между тем, полагаю, что выяснить кто же именно ответственен и в срыве сроков реконструкции, и в срыве гастролей театра «Сатирикон» – не очень сложно (все протоколы, распоряжения и прочая документация в театре есть). И провести эту независимую (главное, чтобы именно независимую) экспертизу необходимо. Провести ее надо срочно и по горячим следам.

Борис Мильграм проработал в этом пермском театре двенадцать насыщенных и ярких лет. Сделал его одним из самых популярных в городе. Превратил его в важный пункт на общероссийской театральной карте. И увольнять его на основании голословных обвинений – значит не уважать, прежде всего, свой город, своих сограждан, из которых многие являются зрителями «Театра-Театра». Как говорил один из любимых горьковских персонажей рабочий Нил, «здесь не сумасшедшие живут... надо отвечать за свои поступки...»

Осмелюсь высказать уверенность в том, что вопиющее «расторжение контракта в одностороннем порядке» уважаемого и известного Бориса Мильграма будет аннулировано в ближайшие дни. И аннулировано самими городскими властями еще до подачи худруком «Театра-Театра» судебного иска за незаконное увольнение.

Однако одиозный этот случай показателен как выразительный симптом общего процесса. Увольнения местными Министерствами неугодных руководителей театров постепенно становятся столь же привычными как тропические температуры в Москве и столь же опасными. Дело же не в том, увольняет ли «прогрессивный начальник» «ретроградного режиссера» с тем, чтобы заменить его «прогрессивным деятелем» (как это было в случае Театра имени Гоголя). Или «прогрессивного режиссера» хотят заменить «руководителем-ретроградом». Дело не в лукавых этикетках, которые клеятся согласно конъюнктуре за окном, а в самом принципе. Краеугольном принципе уважения к художнику (вне зависимости от его направления или символа веры), без которого не возможна никакая культурная политика.

Хотелось бы напомнить уважаемым министрам городским и краевым, что режиссура – профессия штучная, редкая. Найти хорошего постановщика, который будет собирать полный зал не на «Слишком женатого таксиста», а на Чехова, Шекспира и Пушкина – уже большая удача. А уж худрук-строитель – таких в российской провинции и вовсе наперечет. Несколько десятков наберется на тысячи городов. Работает такой в твоем городе – постарайся помочь художнику, чем можно. Такие люди редки, но именно они и являются солью города, его лицом, его историей. И главное – именно они, как опорные балки – дом, держат свои театры. Убери эту балку – дом посыплется. Режиссер уровня Бориса Мильграма – легко найдет новое место для приложения сил. Но вот выстоит ли без него выстроенный им театр – вопрос открытый.

"