Posted 10 мая 2016,, 13:24
Published 10 мая 2016,, 13:24
Modified 8 марта, 03:02
Updated 8 марта, 03:02
ЦКИ проводит свой мониторинг с 2012 года, и впервые за это время сократилась востребованность всех 14 наблюдаемых видов услуг, среди которых – связь, отели, рекламные и риелторские фирмы. Наиболее заметно упал спрос на техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Усилилась негативная динамика всех ключевых показателей, характеризующих состояние отрасли, – численность работников и полученная прибыль, число заключенных договоров, а также финансовое положение компаний.
Относительную уверенность продемонстрировали только руководители страховых компаний, ломбардов и санаторно-курортных организаций. Что неудивительно: повышенная активность ломбардов связана со снижением покупательной способности населения, а благосостояние отечественных санаториев поддерживается масштабным кризисом выездного туризма.
Рейтинг негативных факторов, ограничивающих развитие сервисной сферы, уже пятый квартал подряд возглавляет дефицит спроса. В числе главных также недостаток финансовых средств и уровень налогообложения. А такой фактор, как, скажем, коррупция органов власти, для предпринимателей менее значим. Что касается немногих положительных моментов, то к их числу эксперты отнесли замедление до практически полной приостановки темпов роста цен на услуги.
С мониторингом ЦКИ в полной мере согласуется прогноз развития российской экономики на 2016–2020 годы, подготовленный недавно институтом «Центр развития» ВШЭ. Его эксперты считают, что российская экономика останется в рецессии до 2019 года. Соответственно реальные доходы граждан еще больше сократятся, а уровень реальной зарплаты будет примерно на 15% ниже, чем в 2014 году. Причем в случае с бюджетниками можно говорить о сокращении зарплат на 22% или даже на 30%.
Уже сейчас, в кризисном режиме «затягивания поясов», домашние хозяйства переводят многие виды коммерческих услуг в разряд необязательных. Аналогичным образом действуют и предприятия частного сектора, урезая, к примеру, расходы на рекламу. По мнению аналитиков ВШЭ, в 2017–2019 годах многие из тех услуг, что государство сейчас предоставляет россиянам бесплатно, станут платными. В свою очередь платные услуги подорожают, а качество тех, которые все же можно будет получить даром, ухудшится.
По мнению директора ЦКИ Георгия Остапковича, отказ части россиян от услуг с более высокими ценовыми параметрами является чрезвычайно тревожным фактором. «Сокращение доходов и снижение качества жизни приводят к тому, что ограничивается доступ не только к персональному потреблению товаров, но и к здравоохранению, образованию и интеллектуальным услугам», – сказал эксперт «НИ».
Единственным рычагом, способным вытащить сферу услуг из пучины рецессии, по словам г-на Остапковича, может быть восстановление покупательной способности населения и активизация предприятий реального сектора экономики.