Posted 29 марта 2016,, 21:00
Published 29 марта 2016,, 21:00
Modified 8 марта, 03:05
Updated 8 марта, 03:05
Нелепый простофиля Клеман (Венсан Макен), актер эпизодов, влюбляется в восточную красавицу Мону (иранская актриса Голшифте Фарахани) и каждый день караулит ее рядом с кафе, где она работает. После работы Мона всегда спешит на пригородный поезд. Друг Клемана, холодный и циничный Абель (сам Луи Гаррель), советует ему однажды вытащить Мону из поезда и заставить провести время с ним. Коварный план удается, после чего раскрывается до того известный только зрителю секрет Моны – она отбывает наказание и каждый вечер обязана возвращаться в тюрьму. Причину мы так и не узнаем – режиссер скрывает ее, будто опасаясь социальных нот в своей картине.
Сценарий к фильму вместе с Гаррелем писал Кристоф Оноре – мастер изображения любовных перипетий, исканий молодых людей и передачи зрителю заразительной витальной энергии от игры своих актеров. В большинстве его фильмов снимался и Гаррель, всегда играя отстраненного красавца, циничного инфантила – в «Парижской истории», «Всех песнях только о любви», «Моей матери»… Гаррель не изменяет этому амплуа и в своем фильме.
«Похитив» Мону, герои в качестве массовки отправляются к месту съемок фильма на одну из самых излюбленных французских тем – парижских событий в мае 1968 года. На этом моменте становится как-то даже не смешно: эпизод, претендующий быть посвящением «Мечтателям» Бертолуччи, прославившим Гарреля как актера, или «Постоянным любовникам» его знаменитого отца, оборачивается простым гэгом, шуткой на фоне картонных баррикад, на которых Клеман еще и калечит себя из-за того, что Мона его «не любит». Далее в фильме все будет случайно, наивно, невпопад. Нарочито философские диалоги, превращение скромной Моны в роковую женщину после ее нелепого танца в баре, связь между Абелем (лучшим другом Клемана) и Моной, организованный Абелем побег Клемана из больницы – Гаррель очень старается быть таким же, как Оноре, старается играть в режиссера. Вопрос, для чего это понадобилось прекрасному актеру, остается открытым.
Вообще в «Друзьях» тема мужской дружбы действительно показана не так, как привычно зрителю. Абель и Клеман – не закадычные друзья, но и не сблизившиеся по несчастью приятели, их объединяет нечто другое. Гаррель показывает чувственную сторону дружбы, нежную мужскую дружбу – то и дело ждешь, как она скатится в гомосексуальную любовь или хотя бы интрижку, но этого не происходит.
Еще он поднимает популярную и острую в наше время тему потерянности современных тридцатилетних, которых в американском кино называют «kidults», то есть «взрослодети». Они вроде бы состоятельные люди, но могут обидеться, когда один не купил другому пиво. Должны быть ответственными перед своими отношениями – но скрывают мелкие грешки. Должны серьезнее относиться к поступкам – но предпочитают протанцевать ночь в баре, какими бы ни были последствия. То есть актуальная идея для фильма у Гарреля все-таки была, но богатый актерский опыт и начитанность отчего-то сыграли с ним злую шутку: кусочки, обрывки других фильмов, по понятным причинам не дающие покоя Гаррелю, потомственному кинематографисту, никак не желают складываться в цельное высказывание – и в них идея не получила достойного воплощения, затерявшись среди картонных баррикад.