Posted 28 июня 2015,, 21:00
Published 28 июня 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:42
Updated 8 марта, 03:42
По словам 50% респондентов, в последние полгода они стали экономить на продуктах питания больше, чем раньше. В частности, начали покупать продукты более дешевых марок (40%), отказались от некоторых продуктов или в целом сократили объем покупаемых продуктов (30%). А 13% стали реже ходить в магазин за едой. Утешаться тут можно разве что тем, что 35% россиян, как и раньше, ничего не меняли в своих семейных расходах. И лишь 8% гордо сообщили, что не экономят на еде.
Как показал опрос ФОМ, больше всего население экономит за счет мясных продуктов. Прежде всего под сокращение попали мясо и птица (29%), сыр и колбасы (23%), рыба и морепродукты (21%), а также фрукты (19%) и кондитерские изделия (17%).
Каждый десятый стал экономить на соках, воде и газированных напитках (11%) и овощах (10%). Еще 8% россиян стали больше экономить на всех продуктах питания.
Общее число тех, кто умерил свои аппетиты в июне, увеличилось из-за экономящих на молоке, яйцах, алкоголе, крупах и растительном масле. Любопытно, что в пятерку продуктов, на которых россияне экономят меньше всего, попал алкоголь.
Эти показатели уместно сравнить с данными Росстата, который подсчитал, насколько с начала года в нашей стране изменились цены на различные продукты питания. Как выяснилось, по состоянию на начало июня больше всего прибавили в цене морковь (почти 70%), капуста (67%) и лук репчатый (около 50%). Подешевевших за этот период продуктов совсем мало. Наиболее заметно падение цен на огурцы (почти 20%) и яйца (около 10%).
Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина уточнила «НИ», что наибольшее подорожание отмечается в тех сегментах продовольственного рынка, где сложилась сильная зависимость от импорта. «Абсолютно понятно, почему в условиях девальвации рубля цены на привозную плодоовощную продукцию выросли на 40–50%. Вместе с тем овощи и фрукты, выращенные в России, менее привязаны к курсам доллара и евро. Соответственно цены на них в текущем сезоне должны быть ниже, чем на импорт. По моим оценкам, уже к середине лета на рынках и прилавках магазинов должна появиться более дешевая отечественная продукция нового урожая», – сказала г-жа Тюрина. Эксперт выразила надежду, что нынешним летом сезонное удешевление плодоовощной продукции составит порядка 15–20%.
Вместе с тем опрос ФОМ показал, что россияне в последние полгода начали экономить больше, чем раньше, на непродовольственных товарах и услугах (50%). Ничего в этом плане не изменилось у 35%.
В первую очередь наши соотечественники экономят на одежде и обуви (27%), развлечениях и досуге (17%), парфюмерно-косметических товарах и услугах общепита (по 16%), туристических поездках (14%). По 11% сократили расходы на электронику, бытовую технику и бытовые услуги (парикмахерская, химчистка, ателье).
Вообще же, реагируя на рост цен, 51% россиян задумались главным образом о том, как сэкономить, сократив потребление, а 39% – о дополнительном заработке.
Несмотря на жесткую необходимость экономить, в целом ситуацию в экономике 54% респондентов оценивают удовлетворительно. 7% вообще всем довольны. И лишь у 33% настроение не очень. Чаще всего это москвичи, жители Уральского федерального округа и малообеспеченные граждане.