Posted 13 мая 2015,, 21:00

Published 13 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Отпущение грехов

Отпущение грехов

13 мая 2015, 21:00
Вчера Государственная дума рассмотрела и приняла в первом чтении правительственный законопроект об амнистии капитала, одобренный комитетом по бюджету и налогам. Парламентарии надеются окончательно принять этот законопроект в ближайшие две недели. А эксперты, в свою очередь, отмечают необходимость доработки предложенных

Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что рассмотрение законопроекта во втором чтении может быть проведено уже через неделю, а еще через одну – парламентарии смогут принять его в окончательном виде, тем самым выполнив поставленные президентов РФ задачи. Ранее замминистра финансов Сергей Шаталов также сообщил, что окончательное принятие законопроекта в трех чтениях планируется к 15 июня 2015 года.

Напомним, что именно до этой даты ранее был продлен срок действия вступившего в силу с 1 января 2015 года Закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), в соответствии с которым россияне должны уведомить налоговые органы о своем участии в КИК. По сути, он предусматривает нейтральный безналоговый возврат активов российских юридических лиц в родную юрисдикцию. Таким образом, совместное действие этого закона с нормами, предусматривающими амнистию капитала, должно помочь «перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны», как декларировал Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию, прозвучавшем 4 декабря 2014 года.

Эксперты отмечают, что текущий законопроект амнистии предлагает более проработанный механизм, чем тот, что предлагался в 2006 году. Тогда для легализации требовалось уплатить декларационный сбор в размере 13% от указанной в декларации суммы или стоимости имущества. Власти рассчитывали собрать до 200 млрд. рублей (приблизительно 8 млрд. долларов по курсу на тот момент), а в итоге компания собрала только 3,7 млрд. рублей, а задекларировано было 28,2 млрд. рублей. Сейчас никакого декларационного сбора не предполагается.

Однако это не принципиальное изменение для российского бизнеса, отметил в беседе с «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков, а потому он не ждет, что предложенной амнистией воспользуется большое число россиян. Чтобы капитал действительно массово начал притекать в Россию, бизнесу нужны не отдельные послабления, а создание благоприятного предпринимательского климата в стране, считает эксперт. Он напомнил, что сейчас наблюдается колоссальный отток капитала, который в 2014 году достиг рекордных 155 млрд. долларов.

Между тем, согласно предложенной схеме амнистии, до 31 декабря 2015 года в налоговые органы можно будет подать специальную декларацию, на которую будет распространяться режим налоговой тайны, а указанные в ней сведения могут быть переданы только самому декларанту. В свою очередь, участники программы освобождаются от уголовной, административной и налоговой ответственности в определяемых законом пределах в отношении правонарушений, совершенных до 2014 года. Более того, комитет по бюджету и налогам уже предложил расширить действие амнистии на имущество и капиталы, зарегистрированные до 1 января уже 2015 года. На тех, кто уже осужден или в отношении кого возбуждено соответствующее уголовное или административное дело, действие амнистии распространяться не будет.

Правда, эксперты отмечают, что будущим декларантам предстоит еще дождаться постановления Госдумы о принятии акта амнистии по конкретным участникам, в котором так же может быть определен перечень составов преступлений, по которым обещано прощение. Иными словами, бизнесу предлагается сначала рассказать о своих капиталах, а уже потом дождаться решения Госдумы, которое не всегда бывает предсказуемым. Кроме того, налоговые органы остаются вправе отказать заявителю от участия в программе амнистирования. Что, естественно, едва ли добавит российским резидентам, имеющим незадекларированное имущество за рубежом, энтузиазма участвовать в амнистии.

Словом, по мнению экспертов, главный вопрос предстоящей амнистии заключается в том, как много российские власти готовы будут простить согласившимся играть по их правилам предпринимателям. Если бизнес в чистоту помыслов властей не поверит, то попытка привлечь хоть какие-то капиталы в страну на фоне кризисных явлений в экономике обречена на неудачу.

"