Posted 5 марта 2015,, 21:00
Published 5 марта 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:43
Updated 8 марта, 03:43
Руководство ГУ МВД по Алтайскому краю организовало проверку после сообщений местных СМИ о том, что 3 марта охрана магазина сети «Магнит» в Барнауле незаконно задержала двух 12-летних школьниц якобы за кражу шоколадки. По предварительным данным, девочек, выбиравших подарки одноклассницам на 8 Марта, затащили в подсобное помещение и провели обыск. Не найдя похищенного, сотрудники магазина заставляли школьниц признаться в воровстве, доведя их до слез. Позже девочек забрали родители.
Напомним, в начале февраля огромный общественный резонанс вызвала смерть ленинградской блокадницы, которая была задержана сотрудниками магазина той же сети «Магнит» в Петербурге. 81-летняя пенсионерка забыла оплатить три пачки масла на кассе, после чего работники супермаркета остановили ее и обвинили в воровстве. Пожилая женщина сразу же достала кошелек, чтобы оплатить забытые покупки, но кассиры отказались брать деньги, вызвав полицию. Не выдержав сильного стресса, пенсионерка умерла в отделении. Позже директору магазина было предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности.
Случаи незаконного задержания покупателей в магазинах происходят по всей стране регулярно. Как заявил на днях глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, в 2014 году в Москве было зафиксировано порядка 50 случаев незаконного обыска покупателей, якобы уличенных в краже. «За прошлый год было всего зафиксировано в предприятиях торговли порядка 50 подобных инцидентов. Это те обращения, которые поступили к нам на неправомерные действия сотрудников охраны или ЧОП предприятий торговли. Конечно же, никто не имеет права обыскивать покупателей из персонала самих магазинов», – сказал чиновник.
«При попытке задержания охраной магазина не надо соглашаться пройти ни в какие подсобки. Охрана задерживать покупателя не имеет права. Более того, по закону потребитель даже не обязан дожидаться полиции. Но если правоохранители приехали, то полицейский имеет право отвезти человека в отделение. С другой стороны, с магазинными ворами бороться надо, ведь за воровство платят остальные клиенты – магазины просто повышают цены на товары», – сказал «НИ» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Ранее представители крупных торговых сетей называли разные цифры потерь от воровства – говорилось о двух, четырех и даже шести процентах от числа всех товаров. Однако г-н Шелищ убежден, что сети сильно завышают эту статистику. По его словам, речь идет о потерях, исчисляемых лишь долями процента. Гораздо большие потери, говорит эксперт, магазины несут из-за истечения сроков реализации продуктов, утери товарного вида.
«В отдельных магазинах может быть так, что охранник должен выявить определенное число воров. Чем больше задержишь – тем выше премия. Поэтому проявляют избыточное рвение. Но похожие вещи происходят и в других аспектах торговли. Превысил продавец установленную долю товаров, снятых с продажи из-за истечения срока годности или утери товарного вида, лишается премии или части зарплаты. Поэтому мы сталкиваемся с переписыванием сроков годности», – добавил Петр Шелищ.